 Федеральные государственные стандарты образования (ФГОС) действуют с 2014 года. Однако они по-прежнему вызывают много вопросов. Рассказываем, что такое ФГОС дошкольного образования, какую помощь он может оказать воспитателю, какими качествами должен обладать воспитатель ДОУ, чтобы соответствовать его требованиям.
Федеральные государственные стандарты образования (ФГОС) действуют с 2014 года. Однако они по-прежнему вызывают много вопросов. Рассказываем, что такое ФГОС дошкольного образования, какую помощь он может оказать воспитателю, какими качествами должен обладать воспитатель ДОУ, чтобы соответствовать его требованиям.
Что такое ФГОС ДО и для чего он нужен?
ФГОС дошкольного образования утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155. Стандарт устанавливает обязательные требования к дошкольному образованию и отвечает на три основных вопроса:
- каких результатов должны достигать дети к моменту выпуска из дошкольного учреждения;
- какой должна быть образовательная программа для дошкольников, соотношение между обязательной и вариативной частью;
- какие условия необходимо создать в ДОО, чтобы малыши успешно осваивали программу.
ФГОС ставит цели:
- повысить социальный статус дошкольного образования;
- дать всем детям равные условия для полноценного развития и получения образования;
- гарантировать на уровне государства качество дошкольного образования;
- обеспечить единство образовательного пространства России.
Какова роль педагога в реализации ФГОС и где получить нужные знания?
Воспитатель играет ключевую роль в реализации ФГОС в ДОО. Поэтому предъявляются строгие требования, касающиеся профессионально значимых личностных качеств воспитателя.
Воспитатель должен обладать такими качествами:
- любовь к детям и умение найти подход к каждому;
- позитивность и жизнерадостность;
- коммуникабельность и организованность;
- грамотная речь, высокий уровень культуры.
И если качества личности воспитателя почти не поддаются коррекции, то необходимые знания по реализации ФГОС в дошкольных учреждениях вы можете получить на курсах профессиональной переподготовки в АНО «НИИДПО»:
Все обучение в НИИДПО ведется дистанционно*.
Это удобно: вам не требуется посещать учебное заведение ни для подачи документов, ни для обучения, ни для получения свидетельства об окончании курсов.
Это эффективно: вы сами выбираете время для обучения, не пропускаете занятий и всегда можете еще раз пересмотреть вебинар или другой обучающий материал, чтобы лучше его усвоить.
Это недорого: в сравнении с очным образованием дистанционное* обучение стоит намного меньше, вы не тратитесь на проживание и питание в другом городе, а полученный документ об образовании принимают в любом учреждении: и в государственных, и в частных ДОО.
Обязанности воспитателя по ФГОС
Во ФГОС ничего не сказано ни о положительных качествах воспитателя, ни об его обязанностях как таковых, но они прямо вытекают из основных положений стандарта. Чтобы выполнить его требования, воспитатель обязан:
 обеспечивать для детей безопасную среду и контролировать их здоровье; обеспечивать для детей безопасную среду и контролировать их здоровье;
- формировать предметно-развивающую среду для различных видов деятельности ребенка, включая игру, учебу и творчество;
- проводить различные виды занятий: развивающие, спортивные, творческие;
- поддерживать в группе благоприятную атмосферу и учить детей бесконфликтному общению;
- развивать познавательную активность детей, поддерживать инициативу, стремление к самореализации, формировать положительное отношение к труду и здоровому образу жизни;
- создавать условия для социализации и развития индивидуальности ребенка;
- помогать семье в воспитании детей.
Чтобы развить педагогические качества и лучше справляться с этими обязанностями, рекомендуем пройти дистанционные* курсы повышения квалификации в АНО «НИИДПО»:
Чем ФГОС полезен воспитателю?
В работе воспитатель детского сада должен всегда опираться на основные положения ФГОС. Так, стандарт помогает воспитателю составить образовательную программу. В ч. II четко прописано, из каких частей должна состоять программа и что должна включать каждая из них. ФГОС указывает, чему должны научиться дети разного возраста и какие формы обучения следует использовать.
Например, в возрасте от 1 года до 3 лет преобладает предметная деятельность, эксперименты с материалами, овладение навыками самообслуживания, знакомство со сказками, стихами, музыкой. Ведущую роль в этом возрасте играет общение со взрослыми.
Дети от 3 до 8 лет осваивают сюжетно-ролевую игру, конструирование, взаимодействие со сверстниками, изобразительную и музыкальную деятельность.
 Программа должна учитывать пять образовательных областей и обеспечивать физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие.
Программа должна учитывать пять образовательных областей и обеспечивать физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие.
ФГОС дает воспитателю целевые ориентиры по обучению и развитию детей. Эти ориентиры нужны не для оценки ребенка, а для разработки программы, для коррекции индивидуальной и групповой работы с детьми.
Стандарт рисует примерный портрет выпускника ДОО. Это любознательный, инициативный ребенок, активно взаимодействующий с детьми и взрослыми. Он проявляет волевые усилия и умеет как подчиняться правилам, так и принимать собственные решения. Дошкольник освоил базовые знания о себе и мире, разнообразные формы игры. У него развито воображение и способность к творчеству, мелкая и крупная моторика. Ребенок готов к дальнейшей учебной деятельности в начальной школе. Таким образом, ФГОС обеспечивает преемственность образования между детским садом и школой.
ФГОС указывает, какие методы и инструменты воспитатель должен применять в своей работе, как создавать предметно-развивающую среду, насыщенную игровыми материалами, спортивным и оздоровительным инвентарем. Эта среда должна быть безопасной и доступной (в том числе для детей с ОВЗ).
Если вы хотите развить профессиональные качества воспитателя по ФГОС или вам не хватает знаний по какому-либо направлению в реализации стандарта, в АНО «НИИДПО» вы найдете подходящие курсы. Не можете сделать выбор сами, обратитесь в приемную комиссию — вам обязательно помогут. Успешной вам учебы и работы!
*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных
 
  
  
  
 


 
 