Стать учителем в детстве и юности хотят многие, но далеко не все поступают в педагогические вузы. Кто-то останавливает выбор на профессии менеджера, инженера или врача и находит в ней свое призвание, а кто-то продолжает мечтать о работе в школе. Можно ли воплотить эту мечту в жизнь и как это сделать? Давайте разберемся.
Какими качествами должен обладать современный учитель?
Для начала нужно понять, подходит ли вам профессия, ведь далеко не все, кто любит детей, могут стать хорошими учителями. Помимо этого современный педагог должен:
- Относится к своей работе не как к рутинной обязанности, а как к любимому делу. Педагог не отбывает часы в школе, а вместе с детьми проживает и переживает все, что происходит каждый учебный день: подготовку к занятиям, уроки, внеурочную деятельность. Ему нравится общаться с учениками и коллегами, радоваться их успехам, помогать решать проблемы.
- Досконально знать и любить свой предмет. Педагог должен быть фанатом той дисциплины, которую преподает: следить за новыми теориями и открытиями, читать профессиональную литературу, участвовать в отраслевых мероприятиях, а главное – стремиться передать полученные знания детям, заинтересовать их. Не зря многие люди отмечают, что их любовь к математике, русскому языку, химии или любой другой науке выросла из любви к учителю.
- Быть для детей примером во всем. Любимый учитель становится для детей авторитетом и кумиром, ему подражают, перенимают его модель поведения. Поэтому педагогу нужно стремиться быть хорошим примером – спокойным и уравновешенным, без вредных привычек, с непоколебимыми моральными установками, грамотной речью, выразительными, но не чрезмерными мимикой и жестами, аккуратной ухоженной внешностью, правильными манерами. При этом важно оставаться естественным и простым, ведь дети не терпят фальши.
- Идти в ногу со временем. Учитель должен меняться вместе с окружающим миром. Нужно постоянно следить за новыми методиками и технологиями преподавания своего предмета, применять в работе весь комплекс инновационных средств, не бояться экспериментов. Хороший педагог знает и умеет направить на пользу учебным результатам все, что интересует детей. Он не будет ругать их за смартфоны под партами, а поможет скачать полезное приложение – словарь, интерактивный глобус или преобразователь величин. Он не будет высмеивать модных видеоблогеров, а предложит в качестве домашней работы записать и вложить в интернет ролик с физическим экспериментом или декламацией любимого стихотворения.
Конечно, кроме вышеперечисленных качеств учитель должен иметь и ряд профессиональных компетенций. Чтобы получить их, и создано педагогическое образование – как основное, так и дополнительное.
Какой предмет выбрать для преподавания?
В первую очередь преподаваемый предмет должен быть вам интересен и хорошо знаком. Только в этом случае работа будет приносить удовольствие, уроки будут увлекательными и полезными для детей. Поэтому желательно, чтобы предмет был близок к вашей профессии или к сфере ваших личных интересов.
Также важно учитывать, насколько просто будет набрать часы для ставки с выбранным для преподавания предметом. Учителю математики, русского языка или литературы нужные 18 часов в неделю поставят даже в небольшой школе. Преподавателю музыки или ОБЖ добиться этого будет труднее, ведь на эти предметы в расписании большинства классов отводится 1-2 часа в неделю. Но у нас есть программы переподготовки, на которых можно получить сразу несколько квалификаций и вести не один, а два или три предмета и за счет этого набирать нужные часы. К тому же, некоторые учителя совмещают должности в нескольких учебных заведениях, ведут секции и кружки, занимаются методической работой.
Если вы планируете подрабатывать репетиторством или сделать его своей основной работой, учитывайте, насколько востребована ваша специализация. Чаще всего репетиторов ищут по тем предметам, которые сдают на ЕГЭ и ОГЭ, то есть по русскому языку, математике, иностранному языку, обществознанию, биологии, химии, физике, истории, литературе.
Что нужно, чтобы работать учителем без педагогического образования?
Актуальная версия профессионального стандарта «Педагог» не выделяет высшее или среднее профессиональное образование по педагогическому профилю как единственное и обязательное условие для работы учителем. Вы также можете устроиться в школу, если у вас есть:
- Диплом вуза или ссуза по специальности, совпадающей с предметом, который вы хотите преподавать. Например, если вы учились на историка, вы можете вести уроки истории, а если на переводчика – уроки иностранного языка. Но все же вам потребуется пройти курсы профпереподготовки научителя, ведь вам нужно будет не только разбираться в своей дисциплине, но и понимать, как знакомить с ней детей – знать основы педагогики и возрастной психологии, методики воспитания и обучения, ФГОСы, актуальные образовательные программы и т. д.
- Диплом любого вуза и ссуза и документ о профессиональной переподготовке на педагога. Например, если вы выучились на инженера, а хотите преподавать географию, вы проходите курсы для учителей географии.
Таким образом, чтобы работать в школе без педагогического образования, вам не обязательно тратить несколько лет на обучение в вузе. Вам потребуется несколько месяцев, чтобы пройти профессиональную переподготовку.
Почему удобно и выгодно получать профессию учителя на курсах профпереподготовки?
Во-первых, вы экономите время. Обучение в вузе займет от 3 до 6 лет в зависимости от формы обучения и исходного уровня образования, в колледже или техникуме – 2-3 года. А курсы профпереподготовки занимают от 3 месяцев до 1,5 лет.
Во-вторых, программы профпереподготовки не требуют сдачи вступительных экзаменов. Для поступления нужно просто подтвердить уровень своего образования и внести оплату. А она также в разы меньше, чем в случае с вузами, колледжами и техникумами.
В-третьих, в программах высшего и среднего профессионального образования много теоретических дисциплин, которые не пригодятся вам в будущей работе. Иногда их можно перезачесть, если вы уже проходили их раньше, но такую возможность дают не все учебные заведения. А программы переподготовки всегда имеют максимально практическую направленность – в них нет физкультуры или философии.
Где пройти профессиональную переподготовку, чтобы стать учителем?
Итак, при наличии среднего или высшего профессионального образования вы можете пройти курсы профпереподготовки, которые позволят вам работать педагогом в общеобразовательной школе. Мы предлагаем сделать это на наших дистанционных* программах. Выбирайте направление обучения, которое будет отвечать вашим целям:
- Педагогика. Это общие программы, которые подходят Слушателям без педагогической подготовки. Например, вы можете пройти курс:
За 5 месяцев вы познакомитесь с теоретическими дисциплинами в области педагогики, а также с методологией обучения, теорией и методикой воспитания, популярными педагогическими технологиями и т. д.
- Предметная подготовка учителей. Это программы по конкретным направлениям педагогической деятельности – преподаванию географии, русского языка, биологии и других предметов школьной программы. Более длинные программы (620 часов) учат и самому предмету, и тому, как знакомить с ним детей с учетом актуальной версии ФГОС. Они подходят тем, кто хочет преподавать дисциплину, которая не соответствует направлению полученного ранее образования. Например, такие программы выбирают учителя биологии, которые для получения дополнительных часов решили вести еще и географию или химию. Курсы объемом 340 часов знакомят только с методикой и технологиями преподавания предмета. Они подходят Слушателям, чье основные образование соответствует дисциплине, которую они хотят преподавать в школе. Например, такую программу может пройти математик, который собирается вести в школе уроки алгебры и геометрии. Также у нас есть курсы, позволяющие получить квалификацию для преподавания сразу двух предметов, например, математику и информатику, историю и обществознание и т. д.
По окончании курсов Слушатели получают дипломы, которые позволяют устроиться в любые государственные и частные школы, организации дополнительного образования детей и т. д.
Сколько получают учителя и как увеличить уровень заработка?
По данным портала Яндекс. Работа, самый высокий средний уровень заработка у учителей из Москвы – около 95 000 рублей в месяц при стандартной занятости (1 ставка – 18 часов в неделю). В Московской области специалисты получают около 50 000 рублей в месяц. В крупных городах России можно претендовать на 30 000-45 000 рублей в месяц, а в небольших – на 20 000-30 000 рублей. Зарплату работников образования регулярно индексируют и повышают, им положены различные надбавки и компенсации, например, за классное руководство, работу в сельской местности и т. д.
Чтобы зарабатывать больше, учителя могут повышать квалификационную категорию, брать дополнительную нагрузку, выполнять дополнительные обязанности (классное руководство, внеклассную и методическую работу и т. д.). Можно подрабатывать репетитором, в том числе и дистанционно* – через интернет.
Профессия учителя подходит людям, которые любят детей и тот предмет, который собираются преподавать, готовы постоянно совершенствоваться как личность и как специалист, быть для своих учеников примером. Если у вас есть все эти качества или вы готовы их развить, то вы можете попробовать себя в педагогике даже без профильного образования, просто окончив программу профессиональной переподготовки.
*Форма обучения – заочная. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ