«Дети совершенно не хотят учиться, их невозможно оторвать от гаджетов», – жалуются современные родители и учителя. Но в детях ли дело? Большинство российских школ до сих пор придерживаются устаревших подходов к образованию, используют педагогические методы и приемы из прошлого, а то и позапрошлого века. Чтобы вернуть детям интерес к школьной программе, сделать уроки полезными, учителя должны кардинально изменить свое мировоззрение и пересмотреть отношение к учебному процессу.
Содержание статьи:
- Особенности поколения Z, которые нужно учитывать современному педагогу
- Почему текущая система образования в России не подходит поколению Z?
- А как у них? Практика внедрения новых образовательных технологий в других странах
- Какие подходы к обучению можно реализовать на своих уроках?
- Где познакомиться с современными подходами к школьной педагогике?
Особенности поколения Z, которые нужно учитывать современному педагогу
Поколением Z называют людей, родившихся позже 1995-го (в других источниках 2000-го) года. От представителей прошлых поколений их отличают:
- быстрое взросление – современные дети рано теряют интерес к игрушкам, еще в дошкольном возрасте хорошо разбираются в вопросах взрослой жизни, высоких технологиях;
- параллельная жизнь в двух мирах – реальном и виртуальном;
- личная свобода как главная ценность;
- вера в свою уникальность и исключительность;
- замкнутость и трудности с реальным общением;
- большой интерес к самообразованию, любознательность;
- клиповое (фрагментарное) мышление – в частности, сложности с восприятием длинных текстов без иллюстраций.
► Современный учитель должен видеть перед собой не абстрактного ребенка из классического учебника по педагогике, а реального представителя поколения Z, уметь разговаривать с ним на одном языке и находить к нему подходы. Как это сделать, расскажем ниже.
Почему текущая система образования в России не подходит поколению Z?
Наша сегодняшняя система образования во многом повторяет советскую. Она была успешной 30-40 лет назад, но в современную картину мира уже не вписывается. Главные ее проблемы – это:
- слабая взаимосвязь между уровнями образования, которую отлично иллюстрирует знакомая всем студентам фраза: «Забудьте все, чему вас учили в школе!»;
- низкая квалификация педагогов;
- использование устаревших методологических подходов к педагогике школьного образования, неэффективных форм обучения и воспитания;
- игнорирование или слабое использование цифровых технологий;
- недостаточная практическая направленность школьного образования – детей готовят не к будущей жизни, работе, а к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Все это в комплексе с плохой материальной базой, немотивированными и занятыми бесконечной бумажной работой учителями заставляет детей воспринимать школу как нечто неинтересное и бесполезное.
А как у них? Практика внедрения новых образовательных технологий в других странах
В ряде государств уже используются новые модели образования. Так, отлично показывает себя практико-ориентированный подход к школьному обучению. Он применяется, например, в Финляндии. Эта страна в Международной программе оценки образовательных достижений учащихся (PISA) за 2018 год занимает 7 место по читательской грамотности, 16 – по математической и 6 – по естественнонаучной. Россия же по всем трем показателям только в четвертом десятке.
Образование в Финляндии базируется на следующих принципах:
- равенство – нет «слабых» и «элитных» учебных заведений, «важных» и «неважных» предметов;
- возможность использования учителями разных педагогических методик, приемов – государственная программа школьного обучения выполнена в формате рекомендаций, а не строгих догматов;
- адаптация учебной программы и системы оценки под каждого ребенка;
- подготовка детей к жизни, а не к сдаче экзаменов – финские школьники, например, изучают, как пользоваться банковской картой, как создать свой сайт, что взять с собой в случае экстренной эвакуации и т. д.;
- максимальное расширение образовательного пространства – уроки в финских школах часто проходят в парках и лесах, в музеях и т. д.;
- добровольность – если ребенка не удается заинтересовать науками, его готовят к выполнению посильной несложной работы;
- ориентация на самостоятельность – детей учат думать, размышлять, находить информацию, а не заучивать готовый материал;
- уважение к личности и правам ребенка.
Похожих подходов к педагогике придерживаются в современных школах Дании, Швеции. Реализуются новые образовательные модели и в ряде стран бывшего СССР. Тот же практико-ориентированный подход активно используется в Казахстане.
Какие подходы к обучению можно реализовать на своих уроках?
Конечно, один учитель не может изменить всю систему образования в стране. Но каждый педагог в силах сделать интересными и полезными свои уроки. Для этого можно, например:
- построить образовательный процесс таким образом, чтобы дети не слушали скучного учителя-лектора, а сами добывали себе знания – искали информацию, размышляли, рассуждали, спорили, ставили эксперименты;
- проводить уроки не только в классе, но и за его пределами – объяснять понятие фотосинтеза в парке, знакомить детей со стилями живописи в художественном музее, а с правилами волейбола – на матче местной команды;
- удалять большое внимание взаимодействию детей, в том числе проектной работе, чтобы они социализировались и учились общаться друг с другом в реальной жизни, а не в интернете;
- задействовать все уровни мышления детей – пусть на уроках они не только слушают и думают, но и говорят, рисуют, фантазируют, проводят опыты;
- расценивать ошибки детей как повод для поиска других путей решения задачи, а не как повод для наказания;
- геймифицировать обучение, чтобы через азарт и интерес заразить детей любовью к предмету – проводить тесты в формате викторин, отправляться на уроках в виртуальные путешествия по странам и городам и т. д.
Где познакомиться с современными подходами к школьной педагогике?
По данным Минобрнауки, больше 70% педагогических вузов в России работают неэффективно. Они не знакомят студентов с современными научными подходами к педагогике, не уделяют достаточного внимания практике, не вовлекают их в исследовательскую деятельность. В итоге даже те, кто получил педагогическое образование, не могут стать хорошими учителями, сделать свои уроки интересными и полезными для детей.
► Исправить ситуацию помогут дистанционные* курсы профпереподготовки и повышения квалификации. Они позволяют и тем, кто уже работает в школе, и тем, кто только планирует начать карьеру педагога, получить необходимую квалификацию или обновить свои профессиональные знания и навыки.
Главная особенность программ дополнительного профессионального образования – максимальная практическая направленность. Учебные планы регулярно корректируются и дополняются с учетом новых образовательных стандартов, технологий, методов и приемов обучения и воспитания. Выбирайте программу и отправляйте заявку в приемную комиссию.
Система образования – это не что-то абстрактное, а конкретные учителя и ученики. Поэтому если каждый педагог задумается о своем профессиональном развитии, будет заинтересован в том, чтобы его уроки были интересными и полезными, отвечали запросам и потребностям современных детей, тогда и вся образовательная модель в стране со временем обновится и станет эффективной.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.