Читайте также:
ФЗ-273: каким педагогам надо учиться по-новому?С 1 сентября 2025 году в силу вступили изменения в Федеральный закон «Об образовании в РФ», которые ужесточают требования к программам дополнительного профессионального образования педагогов.
В интервью заместитель директора по учебной работе Ирина Басина рассказала, что означают эти изменения и как АНО «НИИДПО» прошла проверку ИЦ«Сколково» и ИНТЦ «Воробьевы горы», чтобы гарантировать обучающимся спокойствие: ваш диплом будет признан работодателями, а обучение — соответствовать требованиям законодательства.
Опыт практической работы — более 20 лет. Обеспечивает качество программ дополнительного профессионального образования и профессионального обучения.
Коротко о главном: что изменилось в требованиях к обучению преподавателей
— Расскажите, пожалуйста, подробнее об изменениях в ФЗ-273: в чем заключаются глобальные перемены для учебных центров, которые проводят обучение по направлению/профилю «Педагогика»?
— Изменения в законе вводят новые требования к дополнительному профессиональному образованию педагогов. Теперь официально пройти программу профпереподготовки и повышения квалификации для учителей, работающих по основным общеобразовательным программам можно в:
- государственных и муниципальных образовательных организациях;
- организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учрежденных Российской Федерацией, субъектом или муниципальным образованием, государственной корпорацией или государственной компанией;
- организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта или муниципального образования;
- в образовательных организациях, расположенных в федеральной территории «Сириус»;
- организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территориях инновационного центра «Сколково»;
- инновационных научно-технологических центров.
Для негосударственных учебных центров это значит, что для того, чтобы продолжать обучение по соответствующим программам, необходимо получить разрешение со стороны инновационных центров — пройти проверку.
Для нас это стало неким вызовом, независимым подтверждением качества наших программ. Мы знали, что все они разработаны в соответствии с актуальными требованиями, однако процесс подготовки и получения разрешения с учетом объемов, конечно, был не простым.
— А что эти изменения означают для Обучающихся?
— Людям, которые только хотят начать обучение в сфере педагогики, стоит внимательнее относиться к выбору учебного центра. Например, так как мы уже имеем соответствующие разрешения, дипломы наших выпускников будут признаны работодателями — проблем с трудоустройством не возникнет.
Я знаю, что некоторые учебные центры восприняли поправки слишком буквально: они считают, что проходить проверку на качество образовательных программ необязательно, достаточно снять помещение на территориях инновационных центров — но это так не работает. Все недобросовестные схемы опасны. Обучение в «частных» центрах, не получивших необходимые разрешения, не будет признаваться работодателями.
Что сделали в АНО «НИИДПО», чтобы Обучающиеся продолжали осваивать профессию спокойно
— Как проходил процесс получения разрешения: расскажите немного о внутренней подготовке?
— Подготовка началась примерно в апреле-мае, когда только появилась информация о возможных поправках в законе. Мы стали искать возможности для того, чтобы обучать в соответствии с новыми требованиями — обратились в «Сколково» и ИНТЦ «Воробьевы горы». Выяснили, каким образом мы можем получить разрешение на осуществление образовательной деятельности. Оба центра предоставили нам пакет документов, где содержались основные требования к:
- содержанию дополнительных профессиональных программ;
- педагогическому составу;
- организации процесса обучения;
- наличию рецензий из сторонних образовательных организаций, которые находятся в списке Минпросвещения.
Нам не нужно было переделывать что-то на уровне образовательного процесса, основная задача состояла в том, чтобы подготовить имеющиеся документы в той форме, которая требовалась для инновационных центров. После этого этапа коллеги получили доступ в нашу систему дистанционного обучения — посмотрели все материалы, электронные учебники, практические задания.
По результатам проверки, мы получили официальные разрешения на осуществление образовательной деятельности на территории ИЦ «Сколково» по 34 программам, на территории ИНТЦ «Воробьевы горы» — по 148 программам.
Это был наш первый опыт такой масштабной проверки, и мы рады, что прошли ее достойно. Остались верны своим ценностям — не искали лазейки, а действовали четко и профессионально.
— Какие были критерии для проверки педагогического состава?
— Мы предоставляли полную информацию об образовании наших преподавателей, о повышении квалификации — эта информация подтверждает экспертность и компетентность кадров, готовность к разработке и сопровождению обучения. Также одно из требований — людей, имеющих ученую степень и звания (кандидаты / доктора наук), должно быть не менее 10%.
— Почему для учебной организации сегодня иметь подобное разрешение — это не только престижно, но и необходимо?
— Для нас важно соблюдать требования законодательства, ведь обучение педагогов и других специалистов — это про ответственность. Мы хотим быть надежными для Обучающихся и быть уверенными, что обучаем их правильно: в соответствии с современными нормами, актуальными тенденциями. Поэтому мы постоянно мониторим ФГОСы, профстандарты и другие документы, которые определяют требования к специалистам и служат основой наших программ.
Процесс обновления программ — непрерывный, и мы стараемся внедрять оперативно все требования вне зависимости от того, ждет нас проверка или нет.
Мы уверены, что мы осуществляем качественное обучение и гордимся этим, а такие проверки позволяют получить обратную связь от коллег, подтвердить свой уровень в ходе беспристрастного и серьезного аудита.
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных




