Если у ребенка возникают проблемы с речью, перед родителями встает выбор – заниматься с малышом самостоятельно или обратиться к логопеду. Расскажем, какой вариант лучше и как организовать домашние занятия, чтобы они принесли пользу.
Когда можно заниматься с ребенком самостоятельно, а когда лучше обратиться к специалисту?
Если у ребенка есть проблемы с речью, его обязательно нужно показать специалисту. Не надо ждать, пока малышу исполнится 3, 5 или 7 лет – чем раньше вы обратитесь за помощью, тем лучше. Логопед проведет диагностику и составит план коррекции выявленных нарушений.
Эффективная коррекция речевых дефектов включает регулярное посещение логопеда в детском саду, школе, поликлинике (обычно 2-3 раза в неделю) и самостоятельные занятия со специалистом или родителями на дому. Если проблемы незначительные, например, ребенок не выговаривает 1-2 звука, то иногда исправить их можно самостоятельно. Но, за подбором упражнений и пособий лучше обратиться к специалисту.
А если речевых нарушений у ребенка нет, но вы хотите расширить его словарный запас, научить читать, красиво и грамотно говорить, то вы можете заниматься с ним сами. Для этого подойдут различные речевые упражнения, логопедическая ритмика, артикуляционная гимнастика, логопедические игры, например «На что похож звук?» или «Назови первый звук в слове».
О чем нужно позаботиться, организуя домашние занятия ребенка с логопедом?

Если вы приглашаете специалиста домой, обеспечьте ему:
- место для проведения занятий – отдельную комнату, где логопеду и малышу никто не помешает;
- мебель – стол и стулья;
- оборудование, например, зеркало, чистую ложку и другие предметы, которые попросит специалист.
Логопедические занятия в домашних условиях требуют тишины — специалиста и ребенка нельзя отвлекать. При этом вы должны находиться рядом, чтобы при необходимости успокоить малыша, принести нужный инвентарь, оказать другую помощь.
А что потребуется для самостоятельных занятий с ребенком?
Если ребенок посещает логопеда, например, в детском саду, поговорите со специалистом и попросите дать вам упражнения для домашних занятий. Это повысит эффективность логопедической работы. На групповых занятиях зачастую нет возможности уделить каждому ребенку достаточно времени, а для выработки и закрепления правильных речевых навыков некоторые упражнения нужно повторять многократно. Этим вы и можете заняться дома.
Если серьезных проблем у малыша нет, стоит обратиться к специалисту за разовой консультацией, почитать специализированную литературу. А еще лучше — пройти дистанционные* курсы по логопедии, чтобы получить базовую подготовку и точно понимать, как правильно работать с вашим ребенком. Эксперты-практики познакомят вас с эффективными методами и технологиями развития и коррекции речи, которые пригодятся при самостоятельных занятиях с ребенком и выполнении заданий логопеда.
Самостоятельно проводя логопедические занятия дома, придерживайтесь следующих принципов:
- Продолжительность занятия должна быть не больше 10-15 минут с детьми до 4 лет, с детьми 4-5 лет — 20-25 минут, с детьми старше 5 лет — 25-30 минут. Если вы не укладываетесь в эти рамки, дайте ребенку отдохнуть, а затем вернитесь к упражнениям.
- Заниматься нужно регулярно и желательно в одно и то же время. Артикуляционную гимнастику выполняют по 5-7 минут каждый день, упражнения по автоматизации звуков – по 5-7 минут 2-3 раза в день. Развитием мелкой моторики тоже можно заниматься ежедневно. Выполнению упражнений на развитие связной речи, закрепление лексических и грамматических норм обычно отводят 2-3 дня в неделю.
- Занятия должны проходить в доброжелательной и непринужденной обстановке. Важно использовать игровые формы работы, чтобы ребенку было интересно. Если малыш заболел, у него плохое настроение, лучше отложите занятие на потом.
Какие пособия, инструменты нужны для домашних занятий по развитию речи?
Перечень логопедических пособий, инструментов для занятий с ребенком зависит от того, каких целей вы хотите достичь, какие методики будете использовать. Практически всегда нужны книги и плакаты с заданиями, кубики или карточки с буквами, слогами, цифрами и картинками, пальчиковые и мягкие игрушки, материалы для развития мелкой моторики (песок, пуговицы и т. д.). Для артикуляционной гимнастики потребуется зеркало, для логомассажа – ложки или специальные зонды.
Чтобы не запутаться в этом многообразии, рекомендуем получить консультацию у логопеда или пройти курсы, где вам дадут рекомендации по выбору дидактических пособий для домашних занятий по развитию речи.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.