Биология – один из школьных предметов, которым можно искренне заинтересовать и увлечь большинство детей. Он рассказывает о понятных и знакомых каждому вещах, а не об отвлеченных явлениях, в нем есть место экспериментам, наблюдениям, творчеству. Но полюбят ли дети эту дисциплину, полностью зависит от педагога. Как же получить профессию учителя биологии и чем предстоит заниматься на этом поприще?
Должностные обязанности учителя биологии в школе
Основная обязанность учителя биологии – организовывать и проводить уроки и внеурочные занятия и мероприятия по предмету с учетом возрастных особенностей учеников и требований ФГОС. Это нужно, чтобы по окончании школы дети:
- знали, какими признаками обладают клетки и организмы растений, грибов, бактерий, животных, организм человека, различные живые существа и экосистемы, биосфера;
- понимали, какие процессы происходят в живых организмах и системах (дыхание, превращение энергии, перемещение и обмен веществ, питание, выделение, размножение, развитие, рост, регуляция жизнедеятельности и т. д.);
- знали признаки частей и органоидов клеток, органов, систем органов живых существ (в том числе человека) и умели различать их;
- владели научными методами биологии: наблюдением и описанием биологических процессов и объектов, постановкой экспериментов и объяснением их результатов;
- умели сравнивать биологические процессы и объекты и оформлять полученные результаты в виде умозаключений и выводов;
- понимали, какую роль играет биология в практической деятельности человека;
- анализировали последствия человеческой деятельности для природы и давали им оценку, в том числе с точки зрения влияния на здоровье человека;
- знали базовые правила поведения в природе, принципы здорового образа жизни;
- умели рационально организовывать процессы труда и отдыха;
- знали, как выращивают домашних животных и культурные растения, ухаживают за ними;
- проводили наблюдения за состоянием своего организма;
- умели видеть эстетические достоинства природы.
Какие методы обучения подходят для уроков биологии? Пополняем свою педагогическую копилку
Современные учителя биологии все меньше используют пассивные методы обучения (лекции) и все больше внимания уделяют активным и интерактивным методам. Они подразделяются на несколько групп:
- Словесные. Это методы, которые базируются на устном взаимодействии учеников и учителя и работе с письменными источниками (учебником, методическими пособиями и т. д.). Часто используется метод дискуссии. Учитель или один из учеников задает вопрос, который требует от класса размышления и обмена мнениями. Например, можно спросить у детей, почему вредно для здоровья долгое время работать в одной и той же позе и попросить найти пути решения этой проблемы, обосновать их. Еще один популярный метод – эвристическая беседа, при которой ученики в ходе коллективных дискуссий и размышлений получают новые знания и решают проблемные вопросы. Например, можно не рисовать на доске таблицу сравнения митоза и мейоза, а после изучения этих двух процессов предоставить детям возможность самим порассуждать, чем они отличаются друг от друга. Также к словесным методам относят метод самостоятельной работы учеников с учебником и дидактическими материалами, метод проблемного изложения материала, метод решения логических и расчетных задач.
- Наглядные. Это методы обучения с применением различных наглядных средств: опытов и экспериментов, таблиц, плакатов, фильмов и т. д. Например, учитель может использовать частично-поисковый демонстрационный метод – он проводит опыт, а ученики, наблюдая за ним, заполняют таблицу по заранее оговоренному плану и делают выводы. Можно использовать на уроках плакаты с опорными сигналами, различные ИКТ для демонстрации слайдов, фильмов, работы с компьютерными программами (например, с электронным атласом анатомии человека).
- Практические. Это методы, при которых дети получают новые знания, навыки и умения в ходе практической познавательной деятельности. Чаще всего на уроках биологии проводят лабораторно-практические работы. Ученикам сообщается тема, и они под контролем учителя выполняют работу, пользуясь инструктивными карточками, учебниками и другими материалами. В конце урока дети делают выводы по занятию, отвечают на вопросы. Лабораторный метод предполагает постановку перед учениками проблемы, которую нужно решить с помощью эксперимента, работы с натуральными раздаточными материалами, наблюдения за живыми объектами. Также на уроках биологии и внеурочных занятиях по предмету все чаще применяется создание детьми компьютерных презентаций по заданной теме.
Как стать учителем биологии и сколько нужноучиться? Получаем квалификацию дистанционно*
Будущих учителей биологии учат в педагогических колледжах, техникумах и вузах. Обучение занимает от 2 до 5 лет в зависимости от учреждения, формы обучения, исходного уровня образования. Чтобы поступить на учителя биологии, помимо экзамена по профильному предмету обычно сдают русский язык и химию или обществознание.
Но, согласно профстандарту «Педагог», при наличии любого высшего или среднего профессионального образования можно пройти курсы профпереподготовки и получить возможность преподавать биологию в школе всего за несколько месяцев. Причем это можно сделать дистанционно*. Наши эксперты-практики разработали сразу несколько таких программ. Также у нас можно пройти дистанционные* курсы, которые готовят к преподаванию в школе сразу двух предметов:
Эта программа подходит тем, у кого есть биологическое образование, но нет педагогической подготовки. Учебный план включает знакомство с основами педагогики и психологии, методикой и технологиями обучения, воспитания и биологического образования детей в соответствии с требованиями ФГОС.
Это расширенный курс, который включает те же дисциплины, что и предыдущий, но также знакомит и с содержанием школьного курса биологии: ботаникой, зоологией, анатомией и физиологией человека и т. д. Программа подходит тем, у кого нет ни педагогического, ни биологического образования, или тем, кто получил диплом биолога давно и хочет освежить и актуализировать свои знания.
Они будут особенно интересны тем, кто собирается работать в малокомплектной школе, где не хватает педагогов, а учителям сложно набрать нужное количество часов на ставку, если вести только одну дисциплину.
По итогам обучения на курсах вы получите диплом о профпереподготовке. Для ваших работодателей и представителей контролирующих органов он станет подтверждением того, что у вас есть необходимая для преподавания биологии профессиональная квалификация. Диплом необходимо предъявлять вместе с документом о среднем профессиональном или высшем образовании.
Где и кем может работать учитель биологии и сколько он зарабатывает?
Наибольшее количество вакансий для учителей биологии открыто в государственных школах. Уровень зарплат в них зависит от региона. Если проанализировать вакансии на портале Яндекс.Работа, то можно увидеть, что в Москве специалисты получают за одну ставку в месяц 60 000-90 000 рублей, в Санкт-Петербурге – около 45 000 рублей. В регионах России учителям биологии чаще всего платят 20 000-30 000 рублей. Часто можно встретить вакансии на неполную ставку с более низкой зарплатой, но в этом случае у специалиста появляется возможность совмещать работу в двух школах или в свободное время подрабатывать репетитором, вести кружок в центре дополнительного образования детей. Чтобы получать больше, можно поискать вакансии в частных школах. Там уровень зарплат выше, но и требования к стажу, профессиональным достижениям, дополнительным навыкам соискателей более серьезные.
Учитель биологии может оказывать репетиторские услуги. Чаще всего к ним прибегают те, кто планирует сдавать биологию на ЕГЭ и ОГЭ. Таких детей немало – например, в 2019 году на ЕГЭ их было около 160 000 человек, большие показатели из предметов по выбору только у физики. Репетиторы берут за час занятий от 400-500 до нескольких тысяч рублей в зависимости от опыта, стажа, рекомендаций. Заниматься с детьми можно как очно, так и дистанционно – через интернет. Если не хочется искать учеников в частном порядке, можно зарегистрироваться на специальных онлайн-платформах для репетиторов или устроиться в образовательный центр, который готовит детей к ОГЭ и ЕГЭ.
Педагог – это не просто работа, а призвание. Поэтому если вы любите детей и хотите быть учителем биологии, отсутствие педагогического образования не должно становится для вас преградой. Тем более, когда получить нужную квалификацию можно всего за несколько месяцев и в дистанционном* формате – на наших курсах профессиональной переподготовки.
*Форма обучения - заочная. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ