Топим скидки

Скидки до -70%

00дней
00часов
00минут
00секунд
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 707-52-87 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
  • Главная
  • Cтатьи
  • Индивидуальный образовательный маршрут в работе с одаренными детьми

Индивидуальный образовательный маршрут в работе с одаренными детьми

Во многих группах детского сада и во многих классах общеобразовательных учреждений есть дети, которые выделяются среди других своими способностями и талантами. Их называют одарёнными. Для таких детей создают индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) развития одарённого ребёнка. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это образовательная программа, предназначенная для конкретного ребенка, которая поможет раскрыть одарённому воспитаннику или ученику все свои способности и таланты. В этой статье мы остановимся на особенностях индивидуального образовательного маршрута для одарённых детей.

Зачем нужен ИОМ одарённому ребёнку

Стандартные образовательные программы в основном рассчитаны на детей со средним уровнем развития. Одарённые дети, вынужденные заниматься по одной программе с остальными ровесниками, не могут в должной мере развивать свой талант. На занятиях им становится скучно и в итоге они часто теряют интерес к учебе.

ФГОС требует, чтобы к таким детям применялся индивидуально-дифференцированный подход, который помогал бы развивать их способности. С этой целью и создают индивидуальный образовательный маршрут для одарённого обучающегося.

Как выявить талантливого ребёнка

Индивидуальный образовательный маршрут в работе с одаренными детьми

Чтобы увидеть в группе или в классе одарённого ребёнка, иногда достаточно простого наблюдения. Такие дети:

  • активны, интересуются разными сферами жизни, задают много вопросов;
  • быстро запоминают услышанное или прочитанное;
  • на занятиях всё схватывают на лету;
  • отличаются оригинальностью мышления, предлагают неожиданные решения;
  • имеют способность к одному или нескольким видам деятельности, где достигают гораздо более высоких результатов, чем сверстники.

Для выявления одарённости можно использовать различные методики:

  • методику оценки общей одаренности А. И. Савенкова;
  • карту одарённости А. И. Савенкова;
  • определение интенсивности познавательной потребности по В. С. Юркевичу;
  • методику экспертных оценок по определению одарённых детей А. А. Лосевой и другие.

Выделяют виды одарённости:

  • интеллектуальную,
  • академическую,
  • художественную,
  • творческую,
  • техническую,
  • спортивную,
  • артистическую,
  • литературную,
  • социальную,
  • лидерскую.

➥ Для каждого вида существует свой набор методик диагностики.

Принципы организации работы с одарёнными детьми

Индивидуальный образовательный маршрут одарённых детей должен строиться на следующих принципах:

  • обучать на более высоком уровне трудности, на занятиях давать более сложные задания, чем остальным детям;
  • не наставлять, а помогать;
  • поощрять проявление инициативы;
  • учить анализировать и самостоятельно решать проблемы;
  • учить использовать межпредметные связи для решения задач;
  • создавать обогащённую предметную и образовательную среду;
  • обеспечивать ребёнку психолого-педагогическую поддержку;
  • применять новые образовательные технологии.

ИОМ создаётся совместно с одарённым ребёнком, его родителями и ведущим педагогом с учётом:

  • особенностей, интересов и потребностей самого ребёнка;
  • профессионализма педколлектива;
  • материально-технической базы образовательного учреждения.

Какие разделы включить в ИОМ одарённого ребёнка

Индивидуальный образовательный маршрут в работе с одаренными детьми

1. Титульный лист:

 

     

    • название вышестоящего уровня управления образованием;
    • название образовательного учреждения (дошкольной организации или учреждения дополнительного образования);
    • фамилия и имя ребёнка;
    • возраст;
    • группа;
    • вид одарённости;
    • склонности;
    • Ф. И. О. сопровождающего педагога;
    • партнёры (родители, другие родственники и педагоги).

    2. Характеристика ребёнка, включая:

     

       

      • черты характера;
      • достижения;
      • познавательные потребности;
      • уровень и качество способностей, подлежащих развитию;
      • сведения о семье.

      3. Результаты диагностики одарённости

       

         

        4. Пояснительная записка с целью и задачами:

         

           

          Цель следует обозначить как можно конкретнее, записав предполагаемый результат. Избегайте общих формулировок, таких как «всестороннее развитие», «обеспечение условий для реализации способностей», «создание возможностей для творчества» и т. п.

          Задачи формулируются в зависимости от цели и обозначают пути достижения этой цели. Задачи могут быть воспитательные, обучающие, развивающие.

          5. Учебно-тематический план, который раскрывает основные модули или разделы курса, количество часов на каждый из них.

           

             

            6. Календарный план на год, месяц, неделю в форме таблицы (заполняется в течение всего года):

             

               

               

              Дата

              Тема занятия

              Часы

              Содержание занятия

              Результат (что удалось, что не удалось)

                   

               

              7. Методическое обеспечение программы:

                • теоретические и практические способы и приёмы работы с ребёнком;
                • формы организации деятельности (например: занятие в группе или классе, самостоятельная работа или совместно с наставником, работа в малых группах, игра, тренинг, эксперимент, участие в конкурсах, фестивалях).

                8. Достигнутые результаты за всё время действия программы (например, награды в конкурсах разных уровней).

                 

                   

                  Как отслеживать результаты реализации ИОМ

                  Регулярно отслеживайте успехи ребёнка, например каждые три месяца или по окончании образовательного блока, по той же методике, которую вы использовали для диагностики одарённости.

                  Сравните полученные результаты, сделайте выводы и спланируйте дальнейшие шаги.

                  В зависимости от вида одарённости используйте различные формы подведения итогов:

                  • открытое занятие;
                  • показ достижений;
                  • выставка работ;
                  • зачётная работа;
                  • концерт;
                  • тест или экзамен.

                  Мы в АНО «НИИДПО» разработали программу для педагогов, желающих освоить методику разработки индивидуального образовательного маршрута для дошкольника или младшего школьника, в том числе одарённого. Если вы хотите узнать, по каким алгоритмам строится ИОМ, как организовать индивидуальную работу с детьми и спроектировать маршрут с учётом психических и других индвидуальных особенностей ребёнка, ждём вас на нашем курсе повышения квалификации.

                  Занятия в НИИДПО дистанционные*, набор в группы ведётся в течение всего года, поэтому вы легко сможете выбрать удобное время для обучения. Слушатели, успешно освоившие программу и прошедшие итоговое тестирование, получают удостоверение о повышении квалификации, которое примут в любой образовательной организации.

                  Программа по теме:

                  Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
                  108 часов / 1 мес.
                  Дисциплины: Специальные
                  Подходит для действующих специалистов
                  16 400 руб
                  10 900 руб
                  Оставить заявку
                  Заявка на обучение или консультацию
                  Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
                  Спасибо за заявку!
                  Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

                  Приходите за новыми знаниями в НИИДПО!

                  * Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

                  Заявка на обучение или консультацию
                  Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
                  100% дистанционный формат
                  100% дистанционный формат
                  Подробнее
                  Учебные материалы доступны 24/7 в приложении на смартфоне и личном кабинете на компьютере.
                  Помощь в процессе обучения
                  Помощь в процессе обучения
                  Подробнее
                  Более 170+ экспертов-практиков всегда на связи в системе дистанционного обучения. Работает контакт-центр.
                  Регулярные онлайн-вебинары
                  Регулярные онлайн-вебинары
                  Подробнее
                  Онлайн-вебинары с экспертами каждый месяц. Вебинары в записи по тематике программы и другим направлениям.
                  Материалы программы доступны бессрочно
                  Материалы программы доступны бессрочно
                  Подробнее
                  В системе дистанционного обучения Вы получите бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения.
                  Скидки на обучение
                  Скидки на обучение
                  Подробнее
                  Скидка 5% на повторное обучение, возможность вернуть до 13%, оформив налоговый вычет. Рассрочка 0% на программы профессиональной переподготовки.
                  Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
                  Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
                  Подробнее
                  На период обучения доступ к 130000+ книг и 16000+ дисциплин, энциклопедиям и книжным коллекциям электронной библиотеки biblioclub.ru.

                  Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

                  Задать вопрос
                  Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
                  Спасибо за заявку!
                  Мы свяжемся с вами в ближайшее время.