8 (800) 707-52-87 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
  • Главная
  • Cтатьи
  • 8 методов преподавания медицинских дисциплин: обзор от Слушателя

8 методов преподавания медицинских дисциплин: обзор от Слушателя

Карпенко Татьяна АндреевнаСлушатель АНО «НИИДПО» Карпенко Татьяна Андреевна провела оценку эффективности использования различных методов в преподавании медицинских дисциплин на примере курса «Теория и практика лабораторных гистологических исследований», поделилась опытом, примерами и сюжетом пьесы про билирубин.

Карпенко Т. А. преподаёт в Сахалинском базовом медицинском колледже. В рамках практического задания модуля «Методические основы образовательной деятельности в системе дополнительного профессионального образования» программы «Педагогика профессионального образования. Преподаватель медицинских дисциплин» (эксперт Коновалова Лидия Викторовна), Слушатель провела анализ восьми методов преподавания с указанием плюсов и минусов.

Общие методы

Объяснительно-иллюстративный метод

Наиболее распространённый в преподавании любых дисциплин. Позволяет в минимальный срок передать большую по объёму информацию, поставить перед студентом задачи, указать пути решения.

Плюсы:

  • Повышение уровня использования наглядности на лекциях и семинарах. Визуальный способ передачи информации является основным в преподавании гистологии, а словесный выступает как вспомогательный.
  • Возможность создавать собственные информационные объекты (наглядности, презентации) с использованием реальных гистологических препаратов.
  • Метод хорошо зарекомендовал себя на дистанционном* обучении.

Минусы:

  • Большой объём материала за короткий промежуток времени.
  • Не учитывается разный уровень подготовки студентов.
  • Уходит много времени на повторение и объяснение новых терминов.
  • Из-за насыщенности материала возникает усталость, снижается внимание и усвоение темы. Нивелируется чередованием методов, сменой видов деятельности, включением динамических пауз, физминутками и юмором.

Репродуктивный метод

Удобен при прохождении студентами практики в реальных условиях. Усвоение знаний и навыков происходит посредством многократных повторений при изготовлении гистологических препаратов и микроскопии.

Плюсы:

  • Отработка навыков работы с инструкциями.
  • Строгое соблюдение этапов изготовления гистологического препарата.
  • Доведение до автоматизма практических навыков при изготовлении препаратов.
  • Стимуляция студентов к повтору ранее изученного материала.
  • Подготовка к реальной практической деятельности в гистологических лабораториях.

Минусы:

  • Метод исключает возможность студенту высказать свое мнение: где есть инструкция, там нет своего мнения.
  • Нет возможности разобраться самостоятельно в технологии изготовления препарата, понять суть процесса.
  • Для дистанционного* обучения гистологии малопригоден.

Метод проблемного изложения

Включает в себя постановку познавательной задачи, с раскрыванием системы доказательств, сравнение взглядов и подходов, пояснение способа выполнения задачи.

Плюсы:

  • Студенты являются свидетелями научного поиска.
  • Учатся различным подходам.
  • Усваивают разнообразные способы выполнения задач-ситуаций.

Минусы:

  • Пассивное участие студентов (свидетель процесса – это не участник).

Частично-поисковый метод

Обеспечение активного поиска для решения ранее выдвинутых познавательных задач самостоятельно или под руководством преподавателя. Например, предлагаю выбрать самостоятельно из списка реактивы, составить алгоритм работы с учетом целесообразности, процента достоверности диагностики, соответствия целям исследования.

Плюсы:

  • Активность студентов в процессе обучения, взаимодействие не только между преподавателем и обучающимися, но также и между самими обучающимися.
  • Развивает способность к самостоятельному решению проблемы.
  • Обеспечивает самоконтроль и анализ своих решений путем сопоставления собственных действий с рекомендуемыми.
  • Применим для дистанционного* обучения.

Минусы:

  • Слабо реализуется, если группа пассивна в обучении и ждёт готовых решений.

Исследовательский метод

Метод учебной деятельности переходящий в метод научного поиска. После переработки информации, постановки проблемы студенты сами проводят действия поискового характера.

Плюсы:

  • Подготавливает к исследовательской деятельности.
  • Стимулирует к использованию современных цифровых технологий.
  • Формирует навыки самостоятельного поиска информации и освоения дисциплины во внеаудиторном формате.

Минусы:

  • Применим только для заинтересованных студентов.
  • Занимает много внеаудиторного времени.
  • Требует самодисциплины.

Частные методы

Симуляция

Проигрывание ситуации, максимально приближенной к реальной жизни. Например, отрабатываются все стадии производства гистологических препаратов в аудиториях, оборудованных под гистологические лаборатории.

Плюсы:

  • Позволяет приблизить учебный процесс к реальным производственным условиям.
  • Приобретаются реальные практические навыки работы с оборудованием и реактивами.
  • Отрабатываются стадии производственного процесса.

Минусы:

  • Применим только при наличии хорошей материально-технической базы учебного заведения.
  • Дорогостоящий метод.

Учебно-ролевая игра

Эффективна при объяснении сложных тем на семинарских занятиях, когда идёт перенасыщенность новыми терминами. Например, при изучении обмена билирубина в организме человека. Студенты не могут запомнить, какой билирубин общий, какой прямой (не связанный с белками крови, но связанный с глюкуроновой кислотой), какой непрямой (связанный с белками крови, но не связанный с глюкуроновой кислотой) и какой из них токсичный. В заблуждение вводит частица «не» и приставка «не». Придумали сюжет, распределили роли и поставили мини-пьесу.

«Жил-был парень по имени Билирубин, был он не женат, свободен, и в друзьях у него были белки крови. А так как он был свободный гуляка, мог натворить много неприятных вещей в организме. Но вот в одной организации с названием ООО «Печень», работала молодая женщина по имени Глюкуроновая кислота (кислота, при связывании с которой билирубин теряет свою токсичность), а с ней и опытная сваха по имени Глюкуронилтрансфераза (название фермента, связывающего билирубин с глюкуроновой кислотой). Прознала сваха, что есть свободный молодой человек, и давай зазывать его в офис, а когда он появился, тут и быстро его сосватала с глюкуроновой кислотой. И разорвал наш токсичный гуляка связи со своими дружками-белками, стал правильный, прямой и нетоксичный. Только время от времени, когда жена ведёт его на прогулку в тонкую кишку, и её контроль слабеет, Билирубин сбегает от неё через кишечник, пытаясь вернуться к холостой жизни, но бдительная сваха ловит его и опять отправляет к жене».

В игровой форме запоминается тема сразу и надолго. Тема разбирается в III семестре, а экзамен по дисциплине в V семестре. Отвечают правильно все, даже очень слабые студенты.

Минусы:

  • Занимает много учебного времени.
  • Слишком расслабленная обстановка.
  • Есть стеснительные студенты, не готовые к публичному выступлению.

Проекты

Игровой метод групповой деятельности для решения проблемы путём исследования, разработки и защиты проекта. Применяю на семинарских занятиях.

Плюсы:

  • Развивает навыки успешного общения, лидерские качества, умение работать в команде.
  • Стимулирует внеаудиторную работу студентов.

Минусы:

  • Не все умеют работать в команде.
  • В группе бывают конфликтные ситуации.
  • Неравномерное распределение работы внутри группы.
  • Проект оценивается как общая работа без оценки вклада каждого из участников.

► Итак, в преподавании «Теории и практики лабораторных гистологических исследований» применяются все общие и частные методы. Только совокупность всех методов преподавания позволит студентам овладеть теоретическими знаниями по гистологии, развить у них начальный практический опыт и умения для последующего формирования профессиональных компетенций.

Карпенко Т. А. 

*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
100% дистанционный формат
100% дистанционный формат
Подробнее
Учебные материалы доступны 24/7 в приложении на смартфоне и личном кабинете на компьютере.
Помощь в процессе обучения
Помощь в процессе обучения
Подробнее
Более 170+ экспертов-практиков всегда на связи в системе дистанционного обучения. Работает контакт-центр.
Регулярные онлайн-вебинары
Регулярные онлайн-вебинары
Подробнее
Онлайн-вебинары с экспертами каждый месяц. Вебинары в записи по тематике программы и другим направлениям.
Материалы программы доступны бессрочно
Материалы программы доступны бессрочно
Подробнее
В системе дистанционного обучения Вы получите бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения.
Скидки на обучение
Скидки на обучение
Подробнее
Скидка 5% на повторное обучение, возможность вернуть до 13%, оформив налоговый вычет. Рассрочка 0% на программы профессиональной переподготовки.
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Подробнее
На период обучения доступ к 130000+ книг и 16000+ дисциплин, энциклопедиям и книжным коллекциям электронной библиотеки biblioclub.ru.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.