Слушатель АНО «НИИДПО» Карпенко Татьяна Андреевна провела оценку эффективности использования различных методов в преподавании медицинских дисциплин на примере курса «Теория и практика лабораторных гистологических исследований», поделилась опытом, примерами и сюжетом пьесы про билирубин.
Карпенко Т. А. преподаёт в Сахалинском базовом медицинском колледже. В рамках практического задания модуля «Методические основы образовательной деятельности в системе дополнительного профессионального образования» программы «Педагогика профессионального образования. Преподаватель медицинских дисциплин» (эксперт Коновалова Лидия Викторовна), Слушатель провела анализ восьми методов преподавания с указанием плюсов и минусов.
Общие методы
Объяснительно-иллюстративный метод
Наиболее распространённый в преподавании любых дисциплин. Позволяет в минимальный срок передать большую по объёму информацию, поставить перед студентом задачи, указать пути решения.
Плюсы:
- Повышение уровня использования наглядности на лекциях и семинарах. Визуальный способ передачи информации является основным в преподавании гистологии, а словесный выступает как вспомогательный.
- Возможность создавать собственные информационные объекты (наглядности, презентации) с использованием реальных гистологических препаратов.
- Метод хорошо зарекомендовал себя на дистанционном* обучении.
Минусы:
- Большой объём материала за короткий промежуток времени.
- Не учитывается разный уровень подготовки студентов.
- Уходит много времени на повторение и объяснение новых терминов.
- Из-за насыщенности материала возникает усталость, снижается внимание и усвоение темы. Нивелируется чередованием методов, сменой видов деятельности, включением динамических пауз, физминутками и юмором.
Репродуктивный метод
Удобен при прохождении студентами практики в реальных условиях. Усвоение знаний и навыков происходит посредством многократных повторений при изготовлении гистологических препаратов и микроскопии.
Плюсы:
- Отработка навыков работы с инструкциями.
- Строгое соблюдение этапов изготовления гистологического препарата.
- Доведение до автоматизма практических навыков при изготовлении препаратов.
- Стимуляция студентов к повтору ранее изученного материала.
- Подготовка к реальной практической деятельности в гистологических лабораториях.
Минусы:
- Метод исключает возможность студенту высказать свое мнение: где есть инструкция, там нет своего мнения.
- Нет возможности разобраться самостоятельно в технологии изготовления препарата, понять суть процесса.
- Для дистанционного* обучения гистологии малопригоден.
Метод проблемного изложения
Включает в себя постановку познавательной задачи, с раскрыванием системы доказательств, сравнение взглядов и подходов, пояснение способа выполнения задачи.
Плюсы:
- Студенты являются свидетелями научного поиска.
- Учатся различным подходам.
- Усваивают разнообразные способы выполнения задач-ситуаций.
Минусы:
- Пассивное участие студентов (свидетель процесса – это не участник).
Частично-поисковый метод
Обеспечение активного поиска для решения ранее выдвинутых познавательных задач самостоятельно или под руководством преподавателя. Например, предлагаю выбрать самостоятельно из списка реактивы, составить алгоритм работы с учетом целесообразности, процента достоверности диагностики, соответствия целям исследования.
Плюсы:
- Активность студентов в процессе обучения, взаимодействие не только между преподавателем и обучающимися, но также и между самими обучающимися.
- Развивает способность к самостоятельному решению проблемы.
- Обеспечивает самоконтроль и анализ своих решений путем сопоставления собственных действий с рекомендуемыми.
- Применим для дистанционного* обучения.
Минусы:
- Слабо реализуется, если группа пассивна в обучении и ждёт готовых решений.
Исследовательский метод
Метод учебной деятельности переходящий в метод научного поиска. После переработки информации, постановки проблемы студенты сами проводят действия поискового характера.
Плюсы:
- Подготавливает к исследовательской деятельности.
- Стимулирует к использованию современных цифровых технологий.
- Формирует навыки самостоятельного поиска информации и освоения дисциплины во внеаудиторном формате.
Минусы:
- Применим только для заинтересованных студентов.
- Занимает много внеаудиторного времени.
- Требует самодисциплины.
Частные методы
Симуляция
Проигрывание ситуации, максимально приближенной к реальной жизни. Например, отрабатываются все стадии производства гистологических препаратов в аудиториях, оборудованных под гистологические лаборатории.
Плюсы:
- Позволяет приблизить учебный процесс к реальным производственным условиям.
- Приобретаются реальные практические навыки работы с оборудованием и реактивами.
- Отрабатываются стадии производственного процесса.
Минусы:
- Применим только при наличии хорошей материально-технической базы учебного заведения.
- Дорогостоящий метод.
Учебно-ролевая игра
Эффективна при объяснении сложных тем на семинарских занятиях, когда идёт перенасыщенность новыми терминами. Например, при изучении обмена билирубина в организме человека. Студенты не могут запомнить, какой билирубин общий, какой прямой (не связанный с белками крови, но связанный с глюкуроновой кислотой), какой непрямой (связанный с белками крови, но не связанный с глюкуроновой кислотой) и какой из них токсичный. В заблуждение вводит частица «не» и приставка «не». Придумали сюжет, распределили роли и поставили мини-пьесу.
«Жил-был парень по имени Билирубин, был он не женат, свободен, и в друзьях у него были белки крови. А так как он был свободный гуляка, мог натворить много неприятных вещей в организме. Но вот в одной организации с названием ООО «Печень», работала молодая женщина по имени Глюкуроновая кислота (кислота, при связывании с которой билирубин теряет свою токсичность), а с ней и опытная сваха по имени Глюкуронилтрансфераза (название фермента, связывающего билирубин с глюкуроновой кислотой). Прознала сваха, что есть свободный молодой человек, и давай зазывать его в офис, а когда он появился, тут и быстро его сосватала с глюкуроновой кислотой. И разорвал наш токсичный гуляка связи со своими дружками-белками, стал правильный, прямой и нетоксичный. Только время от времени, когда жена ведёт его на прогулку в тонкую кишку, и её контроль слабеет, Билирубин сбегает от неё через кишечник, пытаясь вернуться к холостой жизни, но бдительная сваха ловит его и опять отправляет к жене».
В игровой форме запоминается тема сразу и надолго. Тема разбирается в III семестре, а экзамен по дисциплине в V семестре. Отвечают правильно все, даже очень слабые студенты.
Минусы:
- Занимает много учебного времени.
- Слишком расслабленная обстановка.
- Есть стеснительные студенты, не готовые к публичному выступлению.
Проекты
Игровой метод групповой деятельности для решения проблемы путём исследования, разработки и защиты проекта. Применяю на семинарских занятиях.
Плюсы:
- Развивает навыки успешного общения, лидерские качества, умение работать в команде.
- Стимулирует внеаудиторную работу студентов.
Минусы:
- Не все умеют работать в команде.
- В группе бывают конфликтные ситуации.
- Неравномерное распределение работы внутри группы.
- Проект оценивается как общая работа без оценки вклада каждого из участников.
► Итак, в преподавании «Теории и практики лабораторных гистологических исследований» применяются все общие и частные методы. Только совокупность всех методов преподавания позволит студентам овладеть теоретическими знаниями по гистологии, развить у них начальный практический опыт и умения для последующего формирования профессиональных компетенций.
Карпенко Т. А.
*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.