Зачем детскому массажисту владеть техниками ЛФК
— Ирина, в какой сфере вы работаете?
— Я окончила факультет «Лечебное дело». После колледжа устроилась во взрослую поликлинику участковым фельдшером, но сразу поняла, что не задержусь там надолго.
Ещё в колледже я задумывалась о том, чтобы стать массажистом. Когда все-таки удалось уволиться из поликлиники, сразу же начала искать учреждение, где преподают массаж, и нашла колледж прикладной кинезиологии. Там можно обучиться всем видам массажа, но для начала я остановилась на общем.
Через год опять решила сменить направление. Я оставила взрослых клиентов и стала работать исключительно с детьми. Со взрослыми мне сложнее: они часто воспринимают массаж как сеанс психотерапии, а я восприимчивый человек и все впитываю как губка.
Кроме того, такая работа направлена лишь на поддержание здоровья или расслабление. У взрослых организм полностью сформирован, и не все удается исправить, поэтому массаж чаще облегчает состояние, чем решает проблему.
Мне же хотелось достичь большего результата. Детский массаж качественно влияет на развитие тела. У меня есть возможность буквально «вылепить» здорового, активного, сильного ребенка.
Чтобы полностью погрузиться в эту сферу, я прошла курс по медицинскому массажу. Потом я устроилась в краснодарский детский реабилитационный центр «Дети Индиго». Это центр педиатрии и неврологии, который помогает в том числе детям со сложными заболеваниями: аутизмом, ДЦП, задержкой речи и развития.
Здесь массажисту необходимо уметь проводить занятия ЛФК, так как симбиоз массажа и лечебной физкультуры действует комплексно и дает несравнимо больший результат. Я стала искать подходящую программу, которая дала бы мне основные знания по лечебной физкультуре, и нашла такой курс в НИИДПО.
— Здорово, что вы нашли свое призвание и помогаете детям! Расскажите о ваших впечатлениях от обучения: оно приблизило вас к желаемой цели?
— Да! Перед покупкой курса я изучила учебный план и увидела, что он хорошо структурирован, в нем много полезной информации. Так и оказалось. Программа включает много упражнений и техники работы с нарушениями осанки. Все это можно комбинировать и разрабатывать уникальный комплекс ЛФК под каждого пациента.
В течение курса я сохраняла и распечатывала учебные материалы, которые до сих пор помогают мне в работе. Кроме того, доступ к курсу сохраняется навсегда, и я в любой момент могу заглянуть в него за нужным упражнением или техникой.
У меня остались отличные впечатления от обучения в НИИДПО! Сейчас думаю пройти расширенную программу по ЛФК, которая длится 7 месяцев. Уверена, что получу еще больше пользы.
Программа, которую планирует пройти Ирина:
— Рады, что обучение вам понравилось! Интересно узнать, как вы внедряете полученные знания в работу?
— Я использую новые знания не только в детском центре, но и в частной практике. Однажды ко мне обратились родители девочки. У ребенка сколиоз третьей степени, плоскостопие. Одним массажем ситуацию исправить нельзя — нужно тренироваться, чтобы закрепить результат.
Поэтому сначала я делала массаж, во время которого приводила мышцы спины и ног в правильное положение. Затем последовали сеансы лечебной физкультуры. Мы укрепляли верхний плечевой пояс и ноги, корректировали осанку и развивали равновесие.
В итоге у девочки изменилась осанка, походка, внешний вид. Это особенно заметно со стороны, и когда я вижу фотографии «до–после», понимаю, что все делаю правильно. Родители благодарны, а я, как специалист, искренне радуюсь, что помогла ребенку и сделала вклад в его будущее. Ведь даже простая коррекция осанки в детстве предупреждает множество проблем со здоровьем во взрослом возрасте.
Каким детям может помочь сочетание массажа и ЛФК
— Массаж и ЛФК могут помочь детям даже со сложными диагнозами. Расскажете об одном из таких случаев?
— Пару месяцев назад к нам в центр поступил девятилетний мальчик. В анамнезе родовая травма и задержка речи. Ребенок всегда ходит с опорой на носки, у него нарушена осанка, зажаты мимические и жевательные мышцы.
Вместе с коллегами мы проделали колоссальную работу. Сняли тонус мышц, проработали суставы, улучшили осанку, научили правильно становиться на стопу. Уже через две недели мальчик начал улыбаться и показывать язык. Он стал правильно ходить. У него постепенно восстанавливается способность разговаривать.
Сейчас мальчик развивается практически как обычный ребенок. Этот случай показал мне, что массаж и ЛФК играют огромную роль при коррекции нарушений умственного и речевого развития. Ради таких результатов стоит постоянно развиваться как профессионал.
— Какой вдохновляющий случай! А с какой проблемой к вам приходят чаще всего?
— Неправильная осанка. Дети проводят много времени в телефоне и компьютере: сидят в неправильной позе, редко делают перерывы и в целом мало двигаются.
Здесь от специалиста требуются не только грамотность и техничность, но и педагогические навыки. Я пытаюсь донести до каждого ребенка, что правильная осанка — это не скучное требование взрослых, а красота, энергия и здоровье на долгие годы. К счастью, мне удается находить с ребятами общий язык, они ко мне прислушиваются и стараются заменять компьютер подвижными играми.
Хотя иногда причина неправильной осанки кроется в особенностях взросления. Например, многие мальчики в определённый момент начинают стремительно расти. От этого начинает формироваться неправильная осанка, и ребенку требуется помощь массажиста.
— А бывает ли так, что дети устают от занятий ЛФК? Ведь ребенку труднее удерживать концентрацию, чем взрослому.
— Конечно, с этим бывают сложности. Иногда дети начинают плакать еще до занятия, потому что их пугает незнакомая обстановка. Именно поэтому я стараюсь превратить ЛФК в игру — это расслабляет ребенка.
Я никогда не работаю через принуждение и стараюсь заинтересовать детей. Причем делаю это так, чтобы «зацепиться» за важное. К примеру, если ко мне приходит ребенок с задержкой речевого развития, мы много разговариваем, поем песенки.
Если у малыша трудности с мелкой моторикой, я предлагаю игры, которые ее развивают. В моем кабинете есть батуты, качели, гамаки, мячи, которые делают занятия интереснее. В итоге ребята сами втягиваются в процесс и в следующий раз приходят с удовольствием!
Как стать востребованным специалистом, если работаешь с детьми
— Ирина, вы начали заниматься массажем и ЛФК не так давно. Что скажете о конкуренции в этой сфере?
— Небольшая конкуренция есть, но она меня не тревожит. Я убеждена, что на каждого специалиста найдется свой ребенок. Если ты уделяешь своему развитию много времени и внимания, то у тебя обязательно появятся клиенты. Я развиваю социальные сети, но про меня узнают и без них. Хорошая репутация помогает лучше рекламы!
Кроме того, в нашем профессиональном сообществе нет зависти и агрессии. Напротив, мы помогаем друг другу. Если ко мне обращается семья, которая живет далеко от меня, я порекомендую специалиста из их района. Если я ухожу в отпуск, то легко договорюсь с коллегой, чтобы она подменила меня и ребенку не пришлось прерывать курс массажа.
— Ирина, расскажите напоследок о ваших планах на профессиональное будущее.
— Я планирую продолжать учиться. Расширять знания в области массажа и ЛФК можно почти бесконечно. Существует масса эффективных методов, которые я пока не освоила, — это и тейпирование, и висцеральный массаж, и грудничковое плавание. Чем больше техник я изучу, тем лучше смогу помогать детям.
Иногда мне говорят: «Ира, может, хватит уже этих дипломов?» А я смотрю на то, какую пользу приношу, и не понимаю, как можно остановиться. Когда девочка, страдающая от зажимов в пояснице, говорит, что теперь ей не больно, — это лучшая награда и мотивация развиваться в профессии.
— Согласны с вами! Ирина, большое спасибо за интересный разговор. Мы желаем вам удачи!