Узнайте о модульном обучении, его устройстве и преимуществах, роли педагога и обучающихся, структуре модульного урока и возможностях технологии в современном образовании от школы до вуза.
Когда мы вынуждены резко переключаться с одной темы на другую, мы усваиваем информацию хуже, чем когда сосредоточены на чём-то одном.
Как выглядит классическое обучение? Вспомним обычный школьный день в 5–6 уроков: русский, математика, история, биология и т. д. У учителя, как и у ребёнка, есть 45 минут, чтобы повторить пройденное, вникнуть в новое, закрепить информацию. Кто-то из учеников «схватывает на лету», кто-то – «раскачивается» только к концу урока. Но вот звенит звонок, все быстро собирают вещи и переходят в следующий кабинет, к другому педагогу и другой информации, на которую нужно моментально переключиться… В высшей школе всё то же самое, только вместо одного академического часа на погружение в тему отводят пару.
В модульной системе всё иначе.
Как устроено модульное обучение?
Создатель технологии – Дж. Рассел. Эта система предусматривает существенное количество времени для погружения в предмет. Так, одна дисциплина может изучаться несколько недель, несколько месяцев или целый год. Учебная информация структурирована в модули.
Модуль – часть образовательной программы, информационный блок, включающий:
- Теорию по теме.
- Упражнения.
- Методички для обучающихся.
- Проверочные тесты и задания.
- Ключи для самопроверки и взаимопроверки.
Так общая тема последовательно раскрывается через частные вопросы.
Чем модульная система отличается от обычной?
Модульная система | Традиционная система |
---|---|
Индивидуальный подход к обучающемуся | Ориентирована на среднестатистического обучающегося |
Изучается 1–3 предмета за период | Предметы изучаются все сразу |
Одной теме уделяется до нескольких дней | Ежечасно изучаемый предмет меняется |
Предметы изучаются быстрее за счёт избегания повторений | Отдельный предмет изучается в течение всего года |
Знания в долгосрочной памяти, глубокое понимание предмета | Знания как в оперативной, так и в долгосрочной памяти |
Виды модульных систем
Существует два варианта обучения:
- Полное погружение в один предмет.
- Изучение двух-трёх взаимосвязанных предметов (к примеру, математика и физика, русский язык и литература).
Роль педагога
Основной принцип модульного обучения – самостоятельность. Поэтому 90 % времени отводится на самостоятельную деятельность обучающегося, участие педагога требуется лишь на 10 %. Какие конкретно действия выполняет преподаватель:
- координирует учебную деятельность;
- подсказывает, помогает, направляет;
- при необходимости дополнительно разъясняет тему;
- предоставляет возможность попрактиковаться.
Как устроен модульный класс в школе?
Как и в обычном школьном классе, здесь учатся сверстники. В отличие от семейного обучения, все учат одни и те же модули. Только урок вместо стандартных 45 минут может продолжаться несколько часов. Весь день – один предмет. Вся четверть – один предмет. Если выбрано несколько взаимосвязанных предметов, они могут чередоваться, например, через день или через неделю.
Упражнения могут быть одинаковыми для всех, как это практикуется в традиционной школе. Также можно предоставить ребёнку на выбор упражнения из набора тематических заданий.
Структура занятия
- 1 этап – мотивационный. Педагог проводит беседу, мотивирующую на самостоятельную деятельность, инструктирует по последующей работе.
- 2 этап – работа с модульными блоками, погружение в тему. Ученики решают индивидуальные или общие задачи.
- 3 этап – рефлексия. Учащиеся оценивают свой уровень продуктивности на занятии. Учитель предлагает домашние задания с учётом результатов работы с модулем.
Преимущества модульной системы
- Каждой теме уделяется максимум внимания.
- Можно сосредоточиться и не переключаться постоянно между предметами.
- Материал изучается от простого к сложному в рамках темы.
- Нет необходимости в постоянном повторении пройденного.
- Индивидуализация обучения, учёт потребностей обучающегося.
- Равномерное распределение учебной нагрузки.
- Возможность удалённого обучения.
Недостатки:
- Сложная подготовка модульных программ и материалов.
- Необходим высокий уровень самоорганизации.
- Возможен длительный период адаптации к системе.
Плюсов у модульной системы (особенно со стороны обучающихся) существенно больше, чем минусов. Вузы, колледжи, школы, организации дополнительного образования выбирают эту технологию за высокую эффективность, развитие самостоятельности обучающихся, возможность качественно реализовать индивидуальный подход.
Хотите узнать о модульном обучении больше, научиться разрабатывать научно-педагогическое обеспечение и преподавать учебные курсы, дисциплины (модули)?
► Получите профессиональную переподготовку по программе: