Работа логопеда может приносить хорошие результаты только если родители (опекуны) заинтересованы в развитии и коррекции речи ребенка, вовлечены в процесс. Поговорим о том, как специалисту грамотно выстроить отношения с семьями детей, с которыми он работает.
Зачем логопеду работать с родителями в ДОУ и школе?
Одна из задач логопеда – донести до родителей важность грамотного развития речи ребенка, профилактики и коррекции речевых нарушений. Специалист объясняет, в чем заключается его работа, почему нужно ответственно относиться к его рекомендациям, домашним заданиям. Логопед дает родителям советы по выбору развивающих пособий, по выполнению упражнений, по обучению чтению и письму, консультирует по другим вопросам, связанным с развитием речи.
Подробнее о взаимодействии логопеда и родителей вы можете узнать на дистанционных* курсах профессиональной переподготовки. Например, в программе Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Организация и содержание логопедической работы» с присвоением квалификации «Учитель-логопед (логопед)» этой важной теме посвящен отдельный блок учебного плана.
Групповые формы взаимодействия с родителями
Этот вариант взаимодействия с родителями актуален для логопедов, которые работают в речевых группах с дошкольниками, проводят коррекционные занятия в школах. 2-3 раза за учебный год проводятся родительские собрания. Они могут проходить в формате деловых игр, круглых столов, вечеров вопросов и ответов, мастер-классов, консультаций по речевому развитию ребенка и логопедическим технологиям, доступным для домашнего использования (артикуляционной гимнастике, логомассажу и т. д.).
Полезно устраивать фронтальные открытые занятия, на которых родители могут увидеть, как занимаются с их детьми, каких результатов удалось добиться. Еще один формат работы логопеда с родителями — различные развлекательные мероприятия: праздники, игры и т. д.
Также нужно оформлять информационно-методические уголки для родителей, раздавать им памятки и брошюры по развитию речи детей. Стоит задействовать и современные технологии, например, публиковать полезную для родителей информацию на сайте образовательной организации, в группе в социальной сети, в общем чате в мессенджере и т. д.
Индивидуальный формат работы с родителями
Этот формат взаимодействия с родителями используют логопеды, которые работают в детских садах, школах, поликлиниках, логопунктах, ведут частную практику. Индивидуальная работа позволяет установить более тесный контакт с семьей, настроить родителей на домашние занятия с ребенком. Она включает анкетирование, регулярные беседы (личные и по телефону), консультации по конкретным вопросам логопедической помощи ребенку (например, по вопросам проведения артикуляционной гимнастики, логомассажа, выполнению игровых упражнений). Важно давать ребенку и родителям домашние задания по закреплению полученных на занятиях навыков.
Какие методики развития и коррекции речи подходят для домашних заданий?
Для достижения хороших результатов многие логопедические упражнения нужно повторять ежедневно в несколько приемов. Например, артикуляционной гимнастикой рекомендуют заниматься по 5-10 минут ежедневно. Поэтому развитие и коррекция речи не ограничиваются только занятиями у логопеда. Специалист может давать домашние задания сам или использовать готовые рабочие тетради, пособия.
Для домашних заданий по развитию речи следует выбирать логопедические методы и приемы, которые легко освоить и ребенку, и родителям. Например, это могут быть артикуляционная гимнастика, логоритмика, различные упражнения по дифференциации и автоматизации звуков, заучивание стихотворений, расширение словарного запаса с использованием карточек. Важно контролировать выполнение заданий, например, просить родителей записать и прислать видео с выполнением упражнений.
Если вы хотите найти новые идеи для домашних заданий, получить или освежить свои навыки использования различных логопедических приемов, обратите внимание на наши дистанционные* программы повышения квалификации. Для поступления нужно подтвердить свой уровень образования (не ниже среднего профессионального).
5 советов, которые помогут логопеду выстроить отношения с родителями
- Стремитесь понять родителей и увидеть проблему ребенка их глазами. Особенно это касается мам и пап, которые недооценивают важность речевого развития и логопедической работы в ДОУ и школе.
- Будьте доброжелательны и открыты к общению. Стройте общение в формате диалога, а не наставления. Не прибегайте к назидательному тону, рекомендации давайте в формате пожеланий.
- Не оценивайте родителей и ребенка, не давайте им характеристики, которые могут обидеть. Не стоит использовать слова «дефект», «нарушение», «отсталость». Лучше заменить их нейтральными «проблема» или «трудности».
- Сохраняйте конфиденциальность, рассказывайте родителям о проблемах ребенка только наедине.
- В беседах с родителями используйте только достоверные и научно-обоснованные аргументы, но при этом избегайте сложных медицинских, педагогических, дефектологических терминов. Родители должны понимать, что от них требуется и как это скажется на развитии их ребенка.
Тесное общение между логопедом и родителями, их помощь друг другу – залог успешного развития и коррекции речи ребенка. Работайте в этом направлении, и ваши занятия с детьми станут комфортнее и эффективнее.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.