Никитина Ксения Игоревна учится в АНО «НИИДПО» на преподавателя экономических дисциплин. Под руководством Коноваловой Лидии Викторовны Слушатель сравнила эффективность пяти методов преподавания экономики.
Педагогическое мастерство и творчество складываются из опыта управления педагогическим инструментарием, важнейший элемент которого – методы обучения. Сравнение ряда методов на конкретных примерах дисциплины «Введение в экономическую теорию» (по теме: «Производство, распределение, обмен и потребление») провела Ксения Игоревна Никитина. Ксения работает консультантом в Министерстве по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края и учится в АНО «НИИДПО» по программе:
Дисциплина «Введение в экономическую теорию» даёт представление об экономической теории как науке, её предмете и методе, рассматривает основные закономерности экономической организации общества и т. д. Эффективность использования некоторых методов в преподавании данной учебной дисциплины представлены в таблице.
Эффективность использования различных методов в преподавании учебной дисциплины «Введение в экономическую теорию»
(по теме: «Производство, распределение, обмен и потребление»)
№ | Метод обучения в дополнительном образовании | Преимущества применения метода обучения | Недостатки применения метода обучения | Вывод |
1 | Объяснительно-иллюстративный метод | Производство, распределение, обмен и потребление можно представить как систему взаимосвязей в виде схемы. Структурировать информацию по теме можно в таблице с указанием экономической категории, её функций и роли в процессе воспроизводства. Метод позволяет продуктивно передать учащимся большой объём информации. | Метод предполагает восприятие и переработку подготовленной информации. Трудоёмкость: необходимо заранее подготовить информацию, применить способы для её графического представления.
| Педагог структурирует информацию и представляет в удобном для восприятия виде. Но в то же время отсутствует проявление самостоятельности и инициативности обучающихся. |
2 | Метод проблемного изложения | Педагог определяет проблему, формулирует познавательную задачу – сущность процесса воспроизводства в различных типах хозяйственных систем. Затем надо сделать технологический выбор и определить кривую производственных возможностей в каждой из систем. В результате решения поставленной задачи для учащихся определяется роль и функции вышеперечисленных экономических категорий в разных типах хозяйственных систем. Значительным преимуществом этого метода является вовлеченность учащихся в решение поставленной задачи. | Метод трудоёмкий, необходимо заранее обозначить проблему, поставить познавательную задачу, сравнить различные подходы и взгляды на решение задачи.
| Педагог вовлекает учащихся в процесс решения поставленной задачи, где они становятся свидетелями научного поиска. |
3 | Визуализация (проективная в виде слайдов) | Частный метод, повышает уровень восприятия информации у обучающихся, задействуя зрительную память. Эффективно использовать слайды. Педагог с помощью слайдов систематизирует и структурирует материал. | Метод предполагает передачу небольших потоков информации. | Метод продуктивно дополняет другие методы. |
4 | Вопросы и ответы | Частный метод, повышает качество учебного процесса. Занятие можно выстроить в вопросно-ответной форме на различных стадиях подачи учебного материала. Следует сформировать вопросы по сущности воспроизводственного процесса и его компонентов: производство, распределение, обмен и потребление. Задавая вопросы, можно направить учащихся к правильному ответу, выявить особенности экономических категорий, их взаимосвязи. А в случае отсутствия знаний педагог объясняет материал. Преимущества метода: вовлечённость, внимание, совместное творчество с педагогом. | Необходимо заранее выстроить систему вопросов для эффективной работы. Обучающиеся должны иметь опредёленный уровень знаний по предмету либо обладать широким кругозором. | Метод способствует сотворчеству педагога и учащихся. Продуктивно дополняет другие методы. |
5 | Учебно-ролевая игра | Учебно-ролевая игра выполняет ряд функций: мотивационно-побудительную, информационно-обучающую, эвристическую, коммуникативную и др. В нашем примере учебно-ролевую игру можно использовать для выявления особенностей процесса воспроизводства в различных типах хозяйственных систем. Необходимо разделить группу обучающихся на два типа хозяйственных систем: рыночная экономика и командно-административная система. Далее определить обязанности игроков в каждой системе: производство, распределение, обмен и потребление. Игрокам предстоит произвести технологический выбор, определить кривую производственных возможностей в каждой из систем и сравнить их между собой. Метод отличает высокая вовлечённость обучающихся в учебный процесс.
| Педагогу необходимо определить цель, правила игры, обязанности игроков, сформулировать игровую ситуацию, активно руководить игрой. Не на всех занятиях возможно организовать учебно-ролевую игру, поскольку необходимо наличие динамической игровой ситуации. | Метод способствует активному участию обучающихся в учебном процессе, может применяться в ситуациях, далёких от реальной жизни.
|
Выбор определенного метода обучения в системе дополнительного профессионального образования зависит от:
- вида учебной дисциплины;
- темы занятий (специфики содержания);
- уровня подготовленности педагога, его профессиональных возможностей и способностей;
- уровня подготовленности обучающихся.
В нашем примере эффективны такие методы, как объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, визуализация, вопросы и ответы, учебно-ролевая игра.
К. И. Никитина отмечает, что конечный результат процесса обучения зависит от комплексного использования различных методов. Например, с целью повышения вовлечённости учащихся в процесс обучения и для поддержания их внимания при использовании объяснительно-иллюстративного метода рационально применить частный метод «вопросы и ответы».