Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 707-52-87 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве

5 методов преподавания экономики с их плюсами и минусами

Никитина Ксения Игоревна

Никитина Ксения Игоревна учится в АНО «НИИДПО» на преподавателя экономических дисциплин. Под руководством Коноваловой Лидии Викторовны Слушатель сравнила эффективность пяти методов преподавания экономики.

Педагогическое мастерство и творчество складываются из опыта управления педагогическим инструментарием, важнейший элемент которого – методы обучения. Сравнение ряда методов на конкретных примерах дисциплины «Введение в экономическую теорию» (по теме: «Производство, распределение, обмен и потребление») провела Ксения Игоревна Никитина. Ксения работает консультантом в Министерстве по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края и учится в АНО «НИИДПО» по программе:

Педагогика профессионального образования. Преподаватель экономических дисциплин
340 часов / 3 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
15 900 руб
11 800 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Дисциплина «Введение в экономическую теорию» даёт представление об экономической теории как науке, её предмете и методе, рассматривает основные закономерности экономической организации общества и т. д. Эффективность использования некоторых методов в преподавании данной учебной дисциплины представлены в таблице.

Эффективность использования различных методов в преподавании учебной дисциплины «Введение в экономическую теорию»
(по теме: «Производство, распределение, обмен и потребление»)

 

Метод обучения в дополнительном образовании

Преимущества применения метода обучения

Недостатки применения метода обучения

Вывод

1

Объяснительно-иллюстративный метод

Производство, распределение, обмен и потребление можно представить как систему взаимосвязей в виде схемы.

Структурировать информацию по теме можно в таблице с указанием экономической категории, её функций и роли в процессе воспроизводства.

Метод позволяет продуктивно передать учащимся большой объём информации.

Метод предполагает восприятие и переработку подготовленной информации.

Трудоёмкость: необходимо заранее подготовить информацию, применить способы для её графического представления.

 

Педагог структурирует информацию и представляет в удобном для восприятия виде. Но в то же время отсутствует проявление самостоятельности и инициативности обучающихся.

2

Метод проблемного изложения

Педагог определяет проблему, формулирует познавательную задачу – сущность процесса воспроизводства в различных типах хозяйственных систем. Затем надо сделать технологический выбор и определить кривую производственных возможностей в каждой из систем.

В результате решения поставленной задачи для учащихся определяется роль и функции вышеперечисленных экономических категорий в разных типах хозяйственных систем.

Значительным преимуществом этого метода является вовлеченность учащихся в решение поставленной задачи.

Метод трудоёмкий, необходимо заранее обозначить проблему, поставить познавательную задачу, сравнить различные подходы и взгляды на решение задачи.

 

Педагог вовлекает учащихся в процесс решения поставленной задачи, где они становятся свидетелями научного поиска.

3

Визуализация (проективная в виде слайдов)

Частный метод, повышает уровень восприятия информации у обучающихся, задействуя зрительную память. Эффективно использовать слайды. Педагог с помощью слайдов систематизирует и структурирует материал.

Метод предполагает передачу небольших потоков информации.

Метод продуктивно дополняет другие методы.

4

Вопросы и ответы

Частный метод, повышает качество учебного процесса. Занятие можно выстроить в вопросно-ответной форме на различных стадиях подачи учебного материала. Следует сформировать вопросы по сущности воспроизводственного процесса и его компонентов: производство, распределение, обмен и потребление. Задавая вопросы, можно направить учащихся к правильному ответу, выявить особенности экономических категорий, их взаимосвязи. А в случае отсутствия знаний педагог объясняет материал.

Преимущества метода: вовлечённость, внимание, совместное творчество с педагогом.

Необходимо заранее выстроить систему вопросов для эффективной работы.

Обучающиеся должны иметь опредёленный уровень знаний по предмету либо обладать широким кругозором.

Метод способствует сотворчеству педагога и учащихся. Продуктивно дополняет другие методы.

5

Учебно-ролевая игра

Учебно-ролевая игра выполняет ряд функций: мотивационно-побудительную, информационно-обучающую, эвристическую, коммуникативную и др.

В нашем примере учебно-ролевую игру можно использовать для выявления особенностей процесса воспроизводства в различных типах хозяйственных систем.

Необходимо разделить группу обучающихся на два типа хозяйственных систем: рыночная экономика и командно-административная система. Далее определить обязанности игроков в каждой системе: производство, распределение, обмен и потребление. Игрокам предстоит произвести технологический выбор, определить кривую производственных возможностей в каждой из систем и сравнить их между собой. Метод отличает высокая вовлечённость обучающихся в учебный процесс.

 

Педагогу необходимо определить цель, правила игры, обязанности игроков, сформулировать игровую ситуацию, активно руководить игрой.

Не на всех занятиях возможно организовать учебно-ролевую игру, поскольку необходимо наличие динамической игровой ситуации.

Метод способствует активному участию обучающихся в учебном процессе, может применяться в ситуациях, далёких от реальной жизни.

 

 

Выбор определенного метода обучения в системе дополнительного профессионального образования зависит от:

  • вида учебной дисциплины;
  • темы занятий (специфики содержания);
  • уровня подготовленности педагога, его профессиональных возможностей и способностей;
  • уровня подготовленности обучающихся.

В нашем примере эффективны такие методы, как объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, визуализация, вопросы и ответы, учебно-ролевая игра.

К. И. Никитина отмечает, что конечный результат процесса обучения зависит от комплексного использования различных методов. Например, с целью повышения вовлечённости учащихся в процесс обучения и для поддержания их внимания при использовании объяснительно-иллюстративного метода рационально применить частный метод «вопросы и ответы». 

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
100% дистанционный формат
100% дистанционный формат
Подробнее
Учебные материалы доступны 24/7 в приложении на смартфоне и личном кабинете на компьютере.
Помощь в процессе обучения
Помощь в процессе обучения
Подробнее
Более 170+ экспертов-практиков всегда на связи в системе дистанционного обучения. Работает контакт-центр.
Регулярные онлайн-вебинары
Регулярные онлайн-вебинары
Подробнее
Онлайн-вебинары с экспертами каждый месяц. Вебинары в записи по тематике программы и другим направлениям.
Материалы программы доступны бессрочно
Материалы программы доступны бессрочно
Подробнее
В системе дистанционного обучения Вы получите бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения.
Скидки на обучение
Скидки на обучение
Подробнее
Скидка 5% на повторное обучение, возможность вернуть до 13%, оформив налоговый вычет. Рассрочка 0% на программы профессиональной переподготовки.
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Подробнее
На период обучения доступ к 130000+ книг и 16000+ дисциплин, энциклопедиям и книжным коллекциям электронной библиотеки biblioclub.ru.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.