Многие из тех, кто в школе увлекался географией и хотел стать учителем, по разным причинам не поступают в педагогический вуз. Кого-то отговаривают родители, кому-то кажется, что с дипломом экономиста или финансиста будет проще устроиться на высокооплачиваемую должность. Но что делать, если желание работать с детьми и преподавать любимый предмет не пропало после получения непедагогического образования? В этом случае не обязательно снова тратить несколько лет на учебу в вузе. Достаточно окончить курсы профпереподготовки.
Можно ли стать учителем географии без педагогического образования?
Согласно профстандарту «Педагог», квалификацию школьного учителя можно получить не только на педагогическом факультете. Если у специалиста есть диплом о любом высшем или среднем профессиональном образовании, он может пройти переподготовку на педагога и устроиться в школу.
Профессиональная переподготовка дает специалисту нужные для преподавания предмета компетенции. На курсах будущие учителя узнают о ФГОС основного и среднего общего образования, педагогических методиках и технологиях, школьной учебной программе, о специфике планирования уроков, способах оценки знаний, о порядке подготовки к ГИА и многом другом. Если основное образование у специалиста не географическое, на программе переподготовки он также освежает в памяти разделы учебной программы, с которыми ему предстоит знакомить школьников.
Программы переподготовки учителей географии в АНО «НИИДПО» – как поступить и сколько учиться?
Наши эксперты-практики разработали три программы, позволяющие получить квалификацию учителя географии в дистанционном* формате всего за 3-9,5 месяцев. У каждой из них своя специфика:
- Особенность этой программы в том, что в ней рассматриваются только вопросы преподавания географии в школе. Сам предмет Слушатели не изучают. Поэтому курс подходит людям с географическим образованием.
- Этот курс рассматривает и вопросы преподавания географии, и основные разделы предмета, которые входят в школьную программу: землеведение, картографию, физическую, экономическую, социальную, политическую география России и мира, биогеографию. Поэтому он подходит тем, у кого нет ни педагогической, ни географической подготовки.
- Этот курс готовит к преподаванию сразу двух предметов школьной программы. Он рассматривает и вопросы обучения детей географии и биологии, и разделы этих дисциплин. Диплом о прохождении такой программы увеличит ваши шансы на трудоустройство и позволит набрать часы на одну ставку даже в малокомплектной школе, где в каждой параллели всего по одному классу.
Если для поступления на учителя географии в вуз, техникум или колледж вам нужно будет сдавать экзамены по трем предметам (обычно это математика, русский язык и география), то на курсы профпереподготовки мы зачислим вас без вступительных испытаний. Вам нужно будет предоставить в приемную комиссию документы, подтверждающие наличие высшего или среднего профессионального образования. По окончании обучения, после успешной сдачи итоговой аттестации, вы получите диплом о профпереподготовке.
Где работают и сколько получают учителя географии?
- В государственных школах. Это самый распространенный вариант трудоустройства учителей географии. К его плюсам стоит отнести возможность работать недалеко от дома, ведь муниципальные школы есть в любом районе любого города, социальные гарантии (официальная зарплата, компенсации и премии, возможность выхода на пенсию по выслуге лет, отпуск 56 дней и т. д.). Зарабатывают специалисты в среднем по России до 30 000 рублей в месяц, в крупных городах – до 45 000 рублей, в Москве – до 70 000 рублей. Часто учителей географии ищут на неполную ставку (полная – 18 часов в неделю) за 10 000-25 000 рублей в месяц, поэтому они берут нагрузку в нескольких школах.
- В частных школах. Коммерческие учебные заведения есть далеко не везде, требования к учителям в них гораздо серьезнее, чем в государственных. Обычно в них приглашают преподавателей с опытом, с авторскими методиками обучения, знанием иностранных языков, различными профессиональными достижениями. При этом в частных школах больше платят, могут предоставлять учителям различные бонусы, в том числе и нематериальные (например, стажировку за рубежом).
- В учреждениях дополнительного образования детей. С дипломом учителя можно вести географический кружок в государственном центре детского досуга и творчества. Зарплата специалистов обычно небольшая (15 000-20 000 рублей в месяц), поэтому такую работу обычно сочетают с преподаванием в школе или с репетиторством.
Может ли учитель географии быть репетитором?
Школьный преподаватель не может оказывать платные услуги ученикам своей образовательной организации (п. 2 ст. 48 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ). При этом работать с другими детьми в частном порядке специалистам не запрещают. А так как сегодня можно проводить занятия с учениками из любой точки страны по интернету, подрабатывать репетитором можно даже в небольших населенных пунктах, где все дети учатся в одной школе.
Многие педагоги делают репетиторство своей основной работой и оформляют патент на оказание образовательных услуг. Можно искать учеников самостоятельно, в том числе через специальные онлайн-сервисы, например, Яндекс. Услуги. Другой вариант – устроиться в частную образовательную организацию, которая помогает детям осваивать школьную программу, готовиться к олимпиадам, ОГЭ, ЕГЭ. За час занятий учителя географии берут от 400-500 до нескольких тысяч рублей в зависимости от опыта, наличия рекомендаций и отзывов.
Что входит в должностные обязанности учителя географии в школе?
Устроившись на должность школьного преподавателя, вы будете отвечать за:
- составление или адаптацию образовательных программ по географии с использованием обучающих материалов (учебников, энциклопедий и других официальных источников);
- планирование и проведение уроков и внеурочных мероприятий (экскурсий, поездок, посещения музеев и т. д.) по географии с учетом утвержденного администрацией школы расписания;
- проверку контрольных и самостоятельных работ учащихся и выставление оценок;
- помощь ученикам в изучении предмета, в том числе за персональные занятия с детьми, у которых есть трудности с усвоением школьной программы;
- составление и ведение необходимой документации;
- исследовательскую и научную работу по предмету;
- разработку и реализацию практик, повышающих качество обучения;
- развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся.
5 способов сделать уроки географии интереснее
Чтобы дети полюбили географию, скучные лекции и заучивание параграфов учебника должны уйти в прошлое. Предлагаем несколько способов сделать изучение предмета интереснее.
- Включайте в уроки элементы игры. Игра воздействует на эмоциональную сферу, делает урок более активным и интересным. Вот только несколько примеров географических игр. «Да — нет» – учитель или ученик загадывает город, гору, море или другой географический объект. А класс пытается угадать его, задавая наводящие вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». «Казаки – разбойники» – в ходе игры дети отрабатывают навыки определения координат на географической карте. Класс нужно поделить на две команды. Разбойники «прячутся» на карте, а Казаки по координатам и описаниям определяют места их укрытия. «Самое-самое» – учитель предлагает детям составить топ географических объектов, которые выделяются каким-то ярким качеством. Это могут быть самые высокие горы, самые населенные города, самые глубокие озера и т. д.
- Задействуйте современные технологии. И речь не только о показе фильмов и слайдов через проектор. Расширяйте арсенал используемых инструментов. Например, если детям не запрещено в школе пользоваться смартфонами, покажите им бесплатные приложения для отслеживания авиарейсов и попросите найти все рейсы, летящие из одной точки в другую в текущий момент. Изучать города и страны по карте, где в реальном времени движутся маленькие самолетики, в разы интереснее, чем по обычному глобусу.
- Связывайте географию с другими предметами школьной программы. Ищите на карте страны, которые входили в состав исчезнувших империй, прокладывайте маршруты литературных героев, определяйте, климат каких государств подходит для выращивания бананов, отмечайте в контурных картах страны, где государственным является английский язык и т. д.
- По возможности проводите уроки вне стен школы. Если вы изучаете гидросферу, отправьтесь в ближайший парк и объясните тему возле пруда. Сходите в местный краеведческий музей, чтобы показать ученикам, как выглядят полезные ископаемые, которые есть в вашем регионе. Когда изучаете картографию, возьмите карту своего района и найдите вместе с детьми разные объекты с нее – старую церковь, купеческий дом, речку и т. д.
- В каждом классе давайте ученикам проектную работу. И не ограничивайтесь только рефератами и презентациями. Придумывайте что-то интересное. Например, дети могут разработать и оформить оригинальные туристические брошюры по изучаемым странам, проследить и написать географическую биографию любой вещи от сырья до продажи, разработать тематический маршрут путешествия и т. д.
Работать учителем географии без педагогического образования вполне реально. Но не стоит думать, что без специальных знаний и опыта вам будет легко найти себя в этой профессии и завоевать любовь учеников. Чтобы построить успешную карьеру педагога, пройдите профпереподготовку, которая даст вам не только диплом, но и реальные знания и навыки. В этом вам помогут наши дистанционные* курсы.
*Форма обучения – заочная. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.