Эксперт-практик департамента дошкольной педагогики и детской психологии АНО «НИИДПО» Горбунова Елена Викторовна, руководитель департамента психологии и педагогики образования, канд. психол. наук Басин Максим Александрович и канд. психол. наук, доцент кафедры специальной психологии Хаидов Сергей Курбанович совместно подготовили к изданию статью «Особенности самоконтроля детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи».
В научной статье представлен обзор развития самоконтроля в онтогенезе, в том числе при речевых патологиях. Приводятся количественные и качественные результаты эмпирического исследования экспериментальной и контрольной групп.
Материал включает диагностическую программу по изучению самоконтроля детей с данным дизонтогенезом с методиками:
- «Цепочка действий».
- «Домик».
- «Графический диктант».
- «Образец правило».
- «Узор».
Даны рекомендации по психологической коррекции успешного развития адекватного самоконтроля старших дошкольников с речевой патологией.
![]() | ![]() |
На фото – Елена Викторовна Горбунова, специальный психолог, клинический психолог и учитель-логопед проводит логопедическое занятие с детьми. Она преподаёт в АНО «НИИДПО» дисциплины в рамках программ по дошкольной педагогике и логопедии. Е. В. Горбунова рассказала о совместной научной работе наших экспертов подробнее, дала пример одной из методик разработанной программы.
Методика «Узор»
Цель: определить уровень владения элементами учения, подчинения своих действий правилу, слушания и последовательного исполнения указаний педагога.
Ход работы: геометрические фигурки выкладываются последовательными рядами: 17 треугольников, 16 кругов, 17 квадратов. При этом квадраты кладутся непосредственно под треугольники, а круги – в расстояния между ними. Детям предлагается нарисовать узор по определённым правилам. То, как ребенок справился, оценивается по качественным и количественным результатам.
Также на основе данных научной статьи Е. В. Горбунова рассказала о том, что является основным в коррекции развития адекватного самоконтроля дошкольников с речевой патологией:
– «Главное – это совместная работа не только специалистов дошкольного образования, но и родителей. Именно активное участие родителей в процессе коррекции приносит наивысшие результаты по развитию самоконтроля детей».
Ознакомиться с полным текстом статьи Слушатели АНО «НИИДПО» могут в бесплатной версии электронного журнала «Живая психология». Особый интерес материал представляет для Слушателей и выпускников программ: