Что делать, если подросток «плохо» себя ведёт? Три преподавателя Национального исследовательского института дополнительного образования и профессионального обучения: Л.О. Андропова, С.К. Хаидов и Т.Н. Шайденкова выступили в университете МВД РФ на тему асоциального поведения подростков, представили психолого-педагогические рекомендации по профилактике и коррекции девиантного поведения.
На X Всероссийской научно-практической конференции «Асоциальное поведение несовершеннолетних: социальные, семейные, педагогические и психологические факторы» психологи, педагоги и другие специалисты всесторонне изучали вопросы социально неприемлемого поведения. Например, как девиантные подростки воспринимают самих себя? Как взаимосвязаны интеллектуальная недостаточность и асоциальность? Как семья влияет на поведение ребёнка в социуме и др.
- Андропова Людмила Олеговна, заместитель директора по научно-методической работе НИИДПО, канд. психол. наук, доцент представила доклад на тему «Акцентуации черт характера как фактор асоциального поведения несовершеннолетних».
- Хаидов Сергей Курбанович, доцент, канд. психол. наук, доцент, судебный эксперт-психолог выступил с докладом «Психологическое насилие несовершеннолетних в семье: сущность и оценка в судебно-психологической экспертизе».
- Шайденкова Татьяна Николаевна, доцент, канд. пед. наук рассмотрела в своём выступлении психолого-педагогические факторы преодоления асоциального поведения подростков.
Т.Н. Шайденкова: Как помочь подростку с девиантным поведением?
Прежде всего, нужно понять причины такого поведения, проанализировать проявления асоциальности. Есть ряд общих рекомендаций, которые будут полезны педагогам и родителям.
Педагог может разработать воспитательно-коррекционную программу по предупреждению и преодолению асоциального поведения. Задачи: выявить причины и устранить предпосылки асоциального поведения, предупредить конфликты, избавить подростка от антисоциального влияния, сформировать систему ценностей.
Подростков следует включать в активную разнообразную общественно ценную деятельность. Причём эта деятельность должна быть личностно-значимой, ведущей для данного возраста. Приобщение к здоровому и активному образу жизни, создание возможностей для самореализации в спорте, музыкальном творчестве, изобразительном искусстве, интеллектуальных состязаниях, командных играх и мероприятиях… Общие усилия образовательных организаций и семьи помогают многим детям найти себя в жизни, исправиться, социализироваться.
Психолого-педагогические рекомендации для родителей, помогающие формировать у детей адекватное отношение к себе и окружающим
1. Не забывайте о похвале, но хвалите только заслуженно.
2. Обращайте внимание и на отрицательные поступки, черты характера. Порицать негативное поведение надо последовательно и спокойно.
3. Общайтесь открыто и будьте на стороне ребёнка. Он не должен бояться наказания.
4. Занимайтесь совместными делами.
5. Очень важен положительный пример родителей.
И главное, что следует помнить как педагогам, так и родителям – асоциальное поведение проще предупредить, чем преодолеть.