Заявка на консультацию

Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.

Спасибо! Ваша заявка принята

Как строится педагогическое сопровождение и развитие одарённых детей?

31.05.2021

В АНО «НИИДПО» открылся набор на новую программу повышения квалификации по работе с одарёнными детьми. Эксперт направления Гершман Елена Дугласовна рассказала о том, как педагогу организовать систему сопровождения и развития одарённого ребёнка.

Что такое одарённость? Какого ребёнка можно считать одарённым?

Как строится педагогическое сопровождение и развитие одарённых детей?

Одарённость – особый уровень развития личных способностей человека, позволяющий добиться успеха в той или иной сфере. Это сочетание врождённых (наследственных) качеств, среды воспитания и саморазвития. Синонимы одарённости – гениальность, талант.

Одарённость может проявляться в:

  • спорте;
  • литературе;
  • музыке;
  • технике;
  • художественном творчестве;
  • научной работе и др.

► Чтобы распознать одарённость ребёнка, используют тесты (например, Стэнфордский тест достижений тест Торренса), анкеты (например, Л. Г. Кузнецова, Л. П. Сверч). Часто специальных тестов не требуется – способности талантливого ребёнка очевидно превышают некую общепринятую норму.

Одарённость в практической педагогике

Обучение одарённых детей может быть организовано как в условиях общеобразовательной школы, так и в специализированных школах/классах. Работа с данным контингентом обучающихся предполагает:

  • дифференциацию с учётом индивидуальных особенностей;
  • отбор средств обучения, направленных на развитие познавательных способностей, творческих навыков, самостоятельного мышления;
  • социальную и психологическую поддержку детей;
  • организацию разнообразной внеурочной деятельности.

Каковы формы и способы обучения и развития одарённых детей?

Выделяют следующие эффективные формы обучения одарённых детей:

  1. Индивидуальное обучение или обучение в малых группах в конкретной области (к примеру, робототехника или программирование).
  2. Работа над исследовательскими или творческими проектами под наставничеством деятеля науки или искусства, практикующего специалиста-эксперта.
  3. Очно-заочные специализированные школы.
  4. Внеурочная деятельность: творческие объединения, научные лаборатории, мастер-классы и др.
  5. Участие в мероприятиях: олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Как строится система педагогического сопровождения одарённых детей?

Как строится педагогическое сопровождение и развитие одарённых детей?Система сопровождения одарённых детей подразумевает взаимодействие педагога, психолога, методиста, родителей.

Вне зависимости от того, как организовано обучение одарённого ребёнка – в специализированной или общеобразовательной школе (классе), важнейшим остаётся то, чему и как он учится.

Детей с определёнными видами одарённости (например, в музыкальном или танцевальном искусстве) целесообразно обучать вместе в специальном классе. Обучающиеся с общей (например, интеллектуальной) одарённостью могут учиться как в однородных специальных (приблизительно одинаковых по развитию) группах, так и общих классах.

Следует учитывать ряд особых требований при организации обучения таких детей:

  • Научно обоснованная программа с доказанными результатами обучения.
  • Разработанная в соответствии с программой система выявления детей, к которым применим данный тип обучения.
  • Квалифицированный психолого-педагогический состав.
  • Критерии и инструментарий определения эффективности реализации образовательной программы.

Если в классе одарённый ребёнок: краткое руководство для педагога

► Работа с одарёнными детьми включает подготовительный и основной этапы.

Первый этап – подготовительный. Это знакомство с классом: определяем уровень успеваемости, интересы обучающихся. Соответственно этому уровню подбираем учебные программы и материалы (пособия, учебники, тетради) для занятий. Выявляем детей, желающих принимать участие во внеклассных мероприятиях, олимпиадах, конкурсах. Делим детей на условные группы в зависимости от уровня подготовки и активности.

Основной этап – непосредственная подготовка и участие в мероприятиях. На уроках предлагаем задания для выявления мотивации одарённых детей: заполнить подробную анкету, ответить письменно на вопрос о целях посещения школы, дописать рассказ на заданную тему. Так выявляются дети, которые желают развиваться по направлению предметной области.

Потом определяем направление, в котором будет развиваться ребёнок: интеллектуальное (олимпиады), художественное (театральные конкурсы, фестивали) и т. д. Выбираем индивидуальные методы подготовки к таким мероприятиям.

Узнать подробнее о системе сопровождения и развития одарённых дошкольников и младших школьников вы можете, выбрав обучение по программе повышения квалификации:

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
наверх