В одной из статей мы говорили о том, какими личностными качествами должен обладать воспитатель детского сада, чтобы успешно справляться со своими обязанностями. А что, если каких-то из них у вас не хватает? Можно ли исправить положение? Ответ — да. В этой статье вы найдете описание нескольких техник для развития личностных качеств педагога.
1. «Именно сегодня»
Позитивное мышление — главное в работе педагога. Выпрямите спину, улыбнитесь. Дышите глубоко. Уже через минуту вы почувствуете изменения в своём настроении. Каждое утро проговаривайте следующие фразы:
«Именно сегодня у меня будет спокойный день и я буду счастлива. Счастье — внутреннее состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье находится внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.
Именно сегодня я включусь в ту жизнь, которая окружает меня и не буду пытаться приспособить её к своим желаниям. Я приму своего ребенка, свою семью, свою работу и обстоятельства своей жизни такими, какие они есть и постараюсь полностью им соответствовать».
2. «Я говорю спасибо...»
Суть этой техники — настроить подсознание на позитивное отношение к жизни, научиться видеть хорошее в каждом прожитом дне.
Каждый день перед сном вспоминайте и записывайте по пять приятных событий, которые с вами случились и за которые вы говорите жизни спасибо. Постепенно вы научитесь сразу же отмечать всё хорошее, что с вами происходит.
3. «Поставь себя на место другого»
Это упражнение поможет вам развить чуткость, внимательность, готовность помогать и сотрудничать.
Постарайтесь вспомнить свой конфликт с другим воспитателем, с которым вы разговаривали с позиции сверху. Закройте глаза, расслабьтесь и представьте, что вы — тот самый педагог, в которым вы общались. Спросите про себя, какое впечатление произвели на него ваши слова, что он мог бы сказать о вас.
Теперь переиграйте в воображении беседу так, чтобы у вашего визави остались о вас приятные впечатления. Что изменилось? Прежде всего, ваша внутренняя позиция. Результат — диалог, где оба собеседника разговаривают на равных. На месте другого вы можете представить ребёнка или его родителей.
Эмоциональный интеллект (способность осознавать свои и чужие эмоции) — полезный навык, который можно и нужно развивать с детства и всю жизнь.
4. «Хорошо — это плохо, плохо — это хорошо»
Это упражнение учит воспринимать случившееся безоценочно, повышает объективность отношения к событиям и людям.
Выпишите на листочек свои или чужие поступки или качества, которые вам не нравятся, события, которые вас тревожат. Распределите их от наименее значимым к самым важным для вас.
Работайте с каждым из них по очереди, по 3–7 дней. Начните с тех, что волнуют вас меньше всего, и постепенно переходите к более значимым.
Приведите три доказательства того, что поступок, качество или событие действительно плохие. И три доказательства того, что они хороши и полезны. Подумайте, в каких ситуациях проявляются положительные и отрицательные свойства каждого качества.
5. «Бирюзовый браслет»
Личностное развитие — это формирование полезных привычек. Наденьте на руку бирюзовый браслет и не снимайте его в течение 21 дня. Все три недели старайтесь жить без негатива: не ссорьтесь, не раздражайтесь, не кричите. Если вы сорвались, переоденьте браслет на другую руку и начинайте отсчет сначала.
Эта техника помогает развить терпение, настойчивость, позитивное отношение. Чтобы двигаться к цели было веселее, установите для себя какую-то награду за её достижение: это может быть вещь, поездка или что-то ещё, приятное и значимое для вас.
6. «Как можно использовать этот предмет»
Возьмите несколько обычных вещей, которые окружают вас каждый день: стул, карандаш, ложку, зеркало, цветочный горшок, носок, шапка и т. д. Придумайте, каким необычным способом можно использовать этот предмет. Постарайтесь найти не менее десяти новых применений каждому предмету.
Предложите детям в группе тоже поиграть в эту игру. Она развивает воображение, познавательный интерес, любознательность, умение удивляться. Развить креативное мышление помогает ТРИЗ.
7. Концентрация на моменте
Научитесь полностью концентрироваться на том деле, которым вы заняты сейчас.
Медленно и внимательно читайте книгу, стараясь максимально сосредоточиться на каждом слове, каждой строке. Как только вы заметили, что погрузились в мысли о чем-то другом, возвращайтесь к тому моменту, где вы отвлеклись, и продолжайте читать.
Идя на работу или возвращаясь домой, не спешите. Сосредоточьтесь на этом процессе. Осознавайте, как двигаются ваши колени, как стопы касаются земли, как вы переносите вес тела с одной ноги на другую. Пропустите через своё сознание звуки, которые вы слышите, и всё, что видите вокруг.
► Совмещайте личностное развитие с профессиональным. Если вы хотите не только сформировать какие-то качества в себе, но и научиться воспитывать эти качества у своих подопечных, записывайтесь на дистанционные* курсы повышения квалификации в АНО «НИИДПО». У нас вы найдёте несколько десятков самых востребованных программ для воспитателей детских садов.
Учитесь дома, в любое удобное время, получайте новые знания и помогайте развиваться своим воспитанникам.