В АНО «НИИДПО» открылся набор на новую программу повышения квалификации по работе с одарёнными детьми. Эксперт направления Гершман Елена Дугласовна рассказала о том, как педагогу организовать систему сопровождения и развития одарённого ребёнка.
Что такое одарённость? Какого ребёнка можно считать одарённым?
Одарённость – особый уровень развития личных способностей человека, позволяющий добиться успеха в той или иной сфере. Это сочетание врождённых (наследственных) качеств, среды воспитания и саморазвития. Синонимы одарённости – гениальность, талант.
Одарённость может проявляться в:
- спорте;
- литературе;
- музыке;
- технике;
- художественном творчестве;
- научной работе и др.
► Чтобы распознать одарённость ребёнка, используют тесты (например, Стэнфордский тест достижений тест Торренса), анкеты (например, Л. Г. Кузнецова, Л. П. Сверч). Часто специальных тестов не требуется – способности талантливого ребёнка очевидно превышают некую общепринятую норму.
Одарённость в практической педагогике
Обучение одарённых детей может быть организовано как в условиях общеобразовательной школы, так и в специализированных школах/классах. Работа с данным контингентом обучающихся предполагает:
- дифференциацию с учётом индивидуальных особенностей;
- отбор средств обучения, направленных на развитие познавательных способностей, творческих навыков, самостоятельного мышления;
- социальную и психологическую поддержку детей;
- организацию разнообразной внеурочной деятельности.
Каковы формы и способы обучения и развития одарённых детей?
Выделяют следующие эффективные формы обучения одарённых детей:
- Индивидуальное обучение или обучение в малых группах в конкретной области (к примеру, робототехника или программирование).
- Работа над исследовательскими или творческими проектами под наставничеством деятеля науки или искусства, практикующего специалиста-эксперта.
- Очно-заочные специализированные школы.
- Внеурочная деятельность: творческие объединения, научные лаборатории, мастер-классы и др.
- Участие в мероприятиях: олимпиадах, конкурсах, конференциях.
Как строится система педагогического сопровождения одарённых детей?
Система сопровождения одарённых детей подразумевает взаимодействие педагога, психолога, методиста, родителей.
Вне зависимости от того, как организовано обучение одарённого ребёнка – в специализированной или общеобразовательной школе (классе), важнейшим остаётся то, чему и как он учится.
Детей с определёнными видами одарённости (например, в музыкальном или танцевальном искусстве) целесообразно обучать вместе в специальном классе. Обучающиеся с общей (например, интеллектуальной) одарённостью могут учиться как в однородных специальных (приблизительно одинаковых по развитию) группах, так и общих классах.
Следует учитывать ряд особых требований при организации обучения таких детей:
- Научно обоснованная программа с доказанными результатами обучения.
- Разработанная в соответствии с программой система выявления детей, к которым применим данный тип обучения.
- Квалифицированный психолого-педагогический состав.
- Критерии и инструментарий определения эффективности реализации образовательной программы.
Если в классе одарённый ребёнок: краткое руководство для педагога
► Работа с одарёнными детьми включает подготовительный и основной этапы.
Первый этап – подготовительный. Это знакомство с классом: определяем уровень успеваемости, интересы обучающихся. Соответственно этому уровню подбираем учебные программы и материалы (пособия, учебники, тетради) для занятий. Выявляем детей, желающих принимать участие во внеклассных мероприятиях, олимпиадах, конкурсах. Делим детей на условные группы в зависимости от уровня подготовки и активности.
Основной этап – непосредственная подготовка и участие в мероприятиях. На уроках предлагаем задания для выявления мотивации одарённых детей: заполнить подробную анкету, ответить письменно на вопрос о целях посещения школы, дописать рассказ на заданную тему. Так выявляются дети, которые желают развиваться по направлению предметной области.
Потом определяем направление, в котором будет развиваться ребёнок: интеллектуальное (олимпиады), художественное (театральные конкурсы, фестивали) и т. д. Выбираем индивидуальные методы подготовки к таким мероприятиям.
Программа по теме:
Узнать подробнее о системе сопровождения и развития одарённых дошкольников и младших школьников вы можете, выбрав обучение по программе повышения квалификации: