Воспитателя оценивают постоянно и всесторонне. От результатов такой оценки зависит и его карьера, и зарплата, и в целом отношение к нему как к специалисту. Рассмотрим, кто, когда и по каким критериям оценивает навыки и профессиональные качества воспитателя детского сада.
Оценка при трудоустройстве
Устраиваясь в ДОО на должность воспитателя, будьте готовы пройти собеседование.
Обычно его проводит заведующий детским садом. Руководителя чаще всего интересует, есть ли у кандидата:
- специальное образование в сфере дошкольного воспитания;
- удостоверения о повышении квалификации;
- опыт работы;
- методические наработки;
- желание работать с детьми определенного возраста — между воспитанниками 1-2 и 5-6 лет огромная разница.
Вам могут предложить решить несколько педагогических ситуаций. При этом оцениваются ваши личностные качества, скорость принятия решения и подход к воспитанию детей в целом.
Педагогов без опыта или с небольшим опытом берут на испытательный срок — так руководство может оценить кандидата «в бою». Воспитатель выполняет все обязанности на рабочем месте, а заведующий ДОО решает, принять его на постоянную работу или нет.
Какими качествами и навыками должен обладать детский воспитатель, чтобы успешно пройти испытательный срок и получить право заниматься профессиональной деятельностью?
Если кандидат не справляется со своими обязанностями, не владеет методиками воспитания и образования, не учитывает особенности детской психологии, он не может быть допущен к работе с детьми. Он должен развивать личностные и деловые качества, если хочет в дальнейшем стать педагогом.
Если воспитатель успешно решает несложные задачи — планирует свою деятельность, организует режимные моменты, поддерживает дисциплину в группе — а также с уважением относится к детям, его возьмут на работу с условием, что он будет продолжать развиваться. Это обычный уровень молодого специалиста без опыта, который со временем может подняться на более высокую ступеньку и стать профессионалом.
Профессиональный уровень означает, что у воспитателя есть деловые качества и навыки для решения сложных задач (включая анализ и отбор приемов и технологий, разработку собственных методик, помощь начинающим специалистам и пр.), понимание долгосрочных результатов своей деятельности. Педагог учитывает индивидуальные способности детей, справедливо решает конфликтные ситуации, находит общий язык с родителями. Таких воспитателей охотно берут на работу и без испытательного срока.
Оценка текущей деятельности воспитателя
Оценка текущей деятельности бывает внутренней и внешней. Внутренняя оценка проводится руководством ДОО (заведующим и старшим воспитателем или методистом) и наиболее квалифицированными педагогами детского образовательного учреждения. Внешнюю оценку дают родители, общественность и представители департамента образования.
Результаты оценки влияют на размер ежемесячных стимулирующих выплат, которые педагог получает вместе с зарплатой. Оценка нужна и для получения квалификационной категории, для чего воспитатель каждые пять лет проходит обязательную аттестацию, причем первый раз молодой специалист должен аттестоваться через два года после начала работы.
Аттестация может быть и добровольной. По заявлению специалист может аттестоваться на одну из двух категорий: первую или высшую. Подтвердить соответствие категории нужно через 5 лет.
Цель аттестации — не только оценить педагога, но и стимулировать его развиваться, совершенствоваться и повышать уровень профессионализма.
Критерии оценки работы воспитателя
Оценку деловых качеств воспитателя детского сада проводят по четким и понятным критериям.

- Достижения воспитанников: в обучении, физическом развитии, творчестве.
- Снижение заболеваемости в группе.
- Самообразование воспитателя, участие в методической деятельности ДОО, культурно-досуговых мероприятиях, передача педагогического опыта.
- Стабильное ведение и высокое качество оформления документации.
- Инновационная деятельность: разработка и реализация творческих или социальных проектов, авторских программ, технологий, методик, которые помогают повысить качество работы ДОО.
- Взаимодействие с родителями и опекунами воспитанников: отсутствие конфликтов и жалоб, долгов по оплате ежемесячных квитанций.
Где получить необходимые знания
Хороший специалист постоянно развивается, повышает квалификацию. Он набирается опыта не только в практической работе, но и проходит курсы повышения квалификации.
Для прохождения курсов дополнительный отпуск не положен. Если вам жаль тратить время отдыха на учебу, рассмотрите вариант дистанционного* обучения в АНО «НИИДПО».
Здесь около 40 программ повышения квалификации для работников дошкольных учреждений. Как выбрать подходящую? Подумайте, каких знаний вам не хватает, и ищите программу, которая поможет вам их получить. Например, выбирайте одно из популярных направлений.
Детская психология:
Организация творческой деятельности и досуга:
Развитие и обучение:
Преимущества дистанционных* курсов повышения квалификации в АНО «НИИДПО»
- Набор в группы проводится в течение всего года. Вы всегда подберете удобное время.
- Обучение происходит на специальной платформе, где вы получаете доступ к учебным материалам и изучаете их, когда захотите. Не нужно тратить время на дорогу в учебное заведение.
- Вы можете задавать вопросы преподавателям, как только они у вас появились, также через интернет.
- После окончания обучения и успешной сдачи итогового теста вы получите удостоверение о повышении квалификации, которое вам пригодится во время аттестации или при трудоустройстве. Удостоверение вы можете забрать лично или получить почтовой службой.
Учитесь в свое удовольствие и получайте заслуженные высокие оценки своих профессиональных качеств от детей, родителей, коллег и начальства.
*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.