8 (800) 707-52-87 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
  • Главная
  • Cтатьи
  • Альтернативные системы и методики работы с дошкольниками. В чем их особенности и какие из них стоит освоить воспитателю?

Альтернативные системы и методики работы с дошкольниками. В чем их особенности и какие из них стоит освоить воспитателю?

Главная задача воспитателя, согласно ФГОС — создавать условия для всестороннего становления личности дошкольника, эффективного обучения, развития инициативы и творческих способностей. Чтобы этого добиться, стоит присмотреться к альтернативным педагогическим методам работы с детьми. О них и пойдет речь в этой статье.

Системы воспитания, основанные на свободе и развитии личности

Тем, кто хочет поступить учиться на воспитателя детского сада, полезно знать об альтернативных системах воспитания и обучения, в основе которых лежит идея развития способностей, заложенных от природы. Задача воспитателя в таких системах — создать вокруг ребенка развивающую среду и дать ему максимум свободы для выбора занятия.

Вальдорфская педагогика: «Мир добр»

Вальдорфская система дает ребенку возможность познавать себя и развиваться без стрессов и любых оценок. Главное — обеспечить психологический комфорт и близость к природе. Ребенка окружают предметы простых форм, сделанные из натуральных материалов.

Большое внимание уделяется развитию человеческих качеств: гуманности, уважения, доверия, взаимовыручки. Считается, что в дошкольном возрасте для ребенка важнее эмоциональное развитие, а для интеллектуального он созревает позже.

Система

Плюсы Вальдорфской системы:

  • позволяет ребенку развиваться в своем темпе;
  • избавляет малыша от боязни ошибиться;
  • поощряет творческие способности;
  • помогает выявить склонности и таланты.

    Минусы:

    • ребенка не учат читать и писать, в результате он идет в школу неподготовленным;
    • дети постоянно должны быть чем-то заняты и от этого часто устают;
    • потребности детей с высоким интеллектуальным потенциалом остаются неудовлетворенными.

    Система Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому»

    Цель системы Марии Монтессори — развивать у ребенка самостоятельность и самодисциплину, а задача воспитателя — помочь ему. Для этого вокруг ребенка создается особая развивающая среда, где абсолютно каждый предмет служит учебным пособием. Специальный сенсорный дидактический материал, разработанный Монтессори, развивает мелкую моторику и задействует различные органы чувств — осязание, зрение, обоняние, слух.

    Плюсы системы Монтессори:

    • развитие наблюдательности и самостоятельности, важное для будущей личности;
    • помощь в развитии логики и аналитики;
    • поощрение активности и любознательности.

    Минусы:

    • основное внимание уделяется интеллектуальным и практическим навыкам в ущерб творческим;
    • отсутствуют ролевые и подвижные игры;
    • воспитание в свободной среде может в дальнейшем затруднить адаптацию к правилам поведения в школе.
    Использование педагогики М. Монтессори в самостоятельной деятельности детей раннего и дошкольного возраста
    108 часов / 1.5 мес.
    Дисциплины: Специальные
    Подходит для действующих специалистов
    4 571 руб
    3 048 руб
    Оставить заявку
    Заявка на обучение или консультацию
    Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
    Спасибо за заявку!
    Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

    Педагогика сотрудничества: «Мы доплывем все вместе»

    В этой системе ребенок считается равноправным и заинтересованным соратником и единомышленником. Опора не на репродуктивные методы, а на творческие, основанные на совместной деятельности малыша и педагога, группы детей. Воспитатель не дает готовых ответов, а стимулирует поиск. Главное — делать всё вместе: играть, работать, учиться.

    Плюсы педагогики сотрудничества:

    • формирование самостоятельного мышления и умения добывать знания;
    • воспитание эмпатии, чуткости, эмоционального интеллекта;
    • развитие коммуникативных способностей;
    • систематизация знаний и навыков поведения.

    Минусы:

    • переоценка роли детского коллектива как универсального средства;
    • отрицание любого принуждения;
    • игнорирование разницы в развитии детей и скорости обучения.
    Технологии педагогического сотрудничества воспитателя с детьми в совместной деятельности как основные способы реализации ФГОС ДО
    108 часов / 1 мес.
    Дисциплины: Специальные
    Подходит для действующих специалистов
    3 805 руб
    2 537 руб
    Оставить заявку
    Заявка на обучение или консультацию
    Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
    Спасибо за заявку!
    Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

    Технология ТРИЗ: «Творчество во всем!»

    ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». С ее помощью у дошкольников развивают гибкость и подвижность мышления, способность творчески подходить к решению задач. В результате рождается личность, которая не боится трудностей, умеет думать, анализировать и двигаться вперед.

    В отличие от общепринятых методов обучения, ТРИЗ поощряет самостоятельный поиск ответов на задачи, нестандартные решения, а не воспроизведение готового алгоритма. В детском саду технология внедряется через игру, нетрадиционную творческую деятельность, комплексные занятия.

    Главное достоинство ТРИЗ-технологии в том, что ее можно использовать не только как комплексную основу для образования, но и выборочно, в сочетании с другими приемами.

    Внедрение технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) в образовательный процесс дошкольной организации
    108 часов / 1 мес.
    Дисциплины: Специальные
    Подходит для действующих специалистов
    5 094 руб
    3 396 руб
    Оставить заявку
    Заявка на обучение или консультацию
    Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
    Спасибо за заявку!
    Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

    Методики обучения чтению и счету

    В дошкольном возрасте важно увлечь ребенка, применяя игровые методы. Среди методик работы с детьми раннего возраста особенно популярны системы Гленна Домана и Николая Зайцева. Обе они требуют наличия специального методического материала.

    Карточки Гленна Домана

    Методика Гленна Домана была рассчитана в первую очередь на обучение детей с поражением нервной системы и отставанием в развитии. Позже ее адаптировали и для обучения здоровых детей.

    В основе обучения и чтению, и счету лежат карточки с написанными словами (иногда дополненными соответствующими картинками) или определенным количеством точек. Карточки показывают ребенку несколько раз в день, четко проговаривая написанное слово или число. Система не предполагает изучения ни отдельных букв, ни звуков.

    Плюсы методики Домана:

    • возможность обучать чтению и счету практически с рождения;
    • развитие феноменальной памяти.

    Минусы:

    • необходимость изготовления или покупки большого количества карточек;
    • проблемы с грамотностью у школьников;
    • проблемы с узнаванием слов, написанных другим шрифтом.

    Кубики и плакаты Николая Зайцева

    Для обучения чтению по методу Н. Зайцева нужны кубики с написанными на них складами. Склад — это одна буква, пара из согласной и гласной, согласной и мягкого или твердого знака. Обучение чтению здесь ведется в ходе занимательной игры в кубики, как бы между делом. Кубики наполнены звучащими по-разному мелкими предметами — дополнительная помощь для запоминания складов.

    Для обучения счету Зайцев разработал таблицы, где числа представлены квадратами. Карточки вывешиваются на доске и каждый день определенное количество квадратов закрашивается и рядом приписывается соответствующее число. Полные десятки остаются слева, а неполные справа. И так день за днем, пока ребенок не выучит числа до 99.

    Плюсы методики Зайцева:

    • ребенок в игровой форме учится читать и считать, познает логику построения слов и чисел;
    • обучаться по этой системе можно с годовалого возраста;
    • кубики воздействуют на разные органы: зрение, слух, осязание, развивают мелкую моторику.

    Минусы:

    • в дальнейшем дети с трудом осваивают состав слов, допускают ошибки в фонематическом разборе;
    • пособия стоят очень дорого.
    Технология раннего обучения чтению детей дошкольного возраста по методике Н. Зайцева
    108 часов / 1.5 мес.
    Дисциплины: Специальные
    Подходит для действующих специалистов
    5 094 руб
    3 396 руб
    Оставить заявку
    Заявка на обучение или консультацию
    Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
    Спасибо за заявку!
    Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

    Какие методики будут полезны воспитателю

    Обязательно нужно освоить альтернативные системы обучения, если вы планируете работать в ДОО, в котором широко применяется какая-либо из них. В основном особые подходы практикуют частные детские сады и развивающие центры.

    Однако использовать элементы таких методик можно и в обычном детском саду. Любой педагог, желающий разнообразить формы и способы проведения занятий и организации игр, может в каждой методике найти что-то полезное.

    Чтобы получить необходимые знания и навыки, обращайтесь в АНО «НИИДПО». Здесь обучают дистанционно* по специальности воспитателя детского сада, и по программам повышения квалификации. Вы освоите традиционные и альтернативные методы дошкольного образования.

    Учиться удаленно удобно: вам потребуется только компьютер с доступом в интернет, выезжать никуда не нужно. Все лекции, вебинары и общение с преподавателями ведется на специальной платформе, группы набираются ежемесячно. После окончания обучения и успешной сдачи итогового экзамена вы получите удостоверение о повышении квалификации установленного образца, которое примут и в частном, и в муниципальном детском саду.

    Выбирайте удобное для обучения время, осваивайте новые методики дошкольного воспитания и образования и становитесь более квалифицированным и востребованным специалистом.

    *Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

    Заявка на обучение или консультацию
    Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
    100% дистанционный формат
    100% дистанционный формат
    Подробнее
    Учебные материалы доступны 24/7 в приложении на смартфоне и личном кабинете на компьютере.
    Помощь в процессе обучения
    Помощь в процессе обучения
    Подробнее
    Более 170+ экспертов-практиков всегда на связи в системе дистанционного обучения. Работает контакт-центр.
    Регулярные онлайн-вебинары
    Регулярные онлайн-вебинары
    Подробнее
    Онлайн-вебинары с экспертами каждый месяц. Вебинары в записи по тематике программы и другим направлениям.
    Материалы программы доступны бессрочно
    Материалы программы доступны бессрочно
    Подробнее
    В системе дистанционного обучения Вы получите бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения.
    Скидки на обучение
    Скидки на обучение
    Подробнее
    Скидка 5% на повторное обучение, возможность вернуть до 13%, оформив налоговый вычет. Рассрочка 0% на программы профессиональной переподготовки.
    Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
    Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
    Подробнее
    На период обучения доступ к 130000+ книг и 16000+ дисциплин, энциклопедиям и книжным коллекциям электронной библиотеки biblioclub.ru.

    Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

    Задать вопрос
    Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
    Спасибо за заявку!
    Мы свяжемся с вами в ближайшее время.