Главная задача воспитателя, согласно ФГОС — создавать условия для всестороннего становления личности дошкольника, эффективного обучения, развития инициативы и творческих способностей. Чтобы этого добиться, стоит присмотреться к альтернативным педагогическим методам работы с детьми. О них и пойдет речь в этой статье.
Системы воспитания, основанные на свободе и развитии личности
Тем, кто хочет поступить учиться на воспитателя детского сада, полезно знать об альтернативных системах воспитания и обучения, в основе которых лежит идея развития способностей, заложенных от природы. Задача воспитателя в таких системах — создать вокруг ребенка развивающую среду и дать ему максимум свободы для выбора занятия.
Вальдорфская педагогика: «Мир добр»
Вальдорфская система дает ребенку возможность познавать себя и развиваться без стрессов и любых оценок. Главное — обеспечить психологический комфорт и близость к природе. Ребенка окружают предметы простых форм, сделанные из натуральных материалов.
Большое внимание уделяется развитию человеческих качеств: гуманности, уважения, доверия, взаимовыручки. Считается, что в дошкольном возрасте для ребенка важнее эмоциональное развитие, а для интеллектуального он созревает позже.
Плюсы Вальдорфской системы:
- позволяет ребенку развиваться в своем темпе;
- избавляет малыша от боязни ошибиться;
- поощряет творческие способности;
- помогает выявить склонности и таланты.
Минусы:
- ребенка не учат читать и писать, в результате он идет в школу неподготовленным;
- дети постоянно должны быть чем-то заняты и от этого часто устают;
- потребности детей с высоким интеллектуальным потенциалом остаются неудовлетворенными.
Система Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому»
Цель системы Марии Монтессори — развивать у ребенка самостоятельность и самодисциплину, а задача воспитателя — помочь ему. Для этого вокруг ребенка создается особая развивающая среда, где абсолютно каждый предмет служит учебным пособием. Специальный сенсорный дидактический материал, разработанный Монтессори, развивает мелкую моторику и задействует различные органы чувств — осязание, зрение, обоняние, слух.
Плюсы системы Монтессори:
- развитие наблюдательности и самостоятельности, важное для будущей личности;
- помощь в развитии логики и аналитики;
- поощрение активности и любознательности.
Минусы:
- основное внимание уделяется интеллектуальным и практическим навыкам в ущерб творческим;
- отсутствуют ролевые и подвижные игры;
- воспитание в свободной среде может в дальнейшем затруднить адаптацию к правилам поведения в школе.
Педагогика сотрудничества: «Мы доплывем все вместе»
В этой системе ребенок считается равноправным и заинтересованным соратником и единомышленником. Опора не на репродуктивные методы, а на творческие, основанные на совместной деятельности малыша и педагога, группы детей. Воспитатель не дает готовых ответов, а стимулирует поиск. Главное — делать всё вместе: играть, работать, учиться.
Плюсы педагогики сотрудничества:
- формирование самостоятельного мышления и умения добывать знания;
- воспитание эмпатии, чуткости, эмоционального интеллекта;
- развитие коммуникативных способностей;
- систематизация знаний и навыков поведения.
Минусы:
- переоценка роли детского коллектива как универсального средства;
- отрицание любого принуждения;
- игнорирование разницы в развитии детей и скорости обучения.
Технология ТРИЗ: «Творчество во всем!»
ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». С ее помощью у дошкольников развивают гибкость и подвижность мышления, способность творчески подходить к решению задач. В результате рождается личность, которая не боится трудностей, умеет думать, анализировать и двигаться вперед.
В отличие от общепринятых методов обучения, ТРИЗ поощряет самостоятельный поиск ответов на задачи, нестандартные решения, а не воспроизведение готового алгоритма. В детском саду технология внедряется через игру, нетрадиционную творческую деятельность, комплексные занятия.
Главное достоинство ТРИЗ-технологии в том, что ее можно использовать не только как комплексную основу для образования, но и выборочно, в сочетании с другими приемами.
Методики обучения чтению и счету
В дошкольном возрасте важно увлечь ребенка, применяя игровые методы. Среди методик работы с детьми раннего возраста особенно популярны системы Гленна Домана и Николая Зайцева. Обе они требуют наличия специального методического материала.
Карточки Гленна Домана
Методика Гленна Домана была рассчитана в первую очередь на обучение детей с поражением нервной системы и отставанием в развитии. Позже ее адаптировали и для обучения здоровых детей.
В основе обучения и чтению, и счету лежат карточки с написанными словами (иногда дополненными соответствующими картинками) или определенным количеством точек. Карточки показывают ребенку несколько раз в день, четко проговаривая написанное слово или число. Система не предполагает изучения ни отдельных букв, ни звуков.
Плюсы методики Домана:
- возможность обучать чтению и счету практически с рождения;
- развитие феноменальной памяти.
Минусы:
- необходимость изготовления или покупки большого количества карточек;
- проблемы с грамотностью у школьников;
- проблемы с узнаванием слов, написанных другим шрифтом.
Кубики и плакаты Николая Зайцева
Для обучения чтению по методу Н. Зайцева нужны кубики с написанными на них складами. Склад — это одна буква, пара из согласной и гласной, согласной и мягкого или твердого знака. Обучение чтению здесь ведется в ходе занимательной игры в кубики, как бы между делом. Кубики наполнены звучащими по-разному мелкими предметами — дополнительная помощь для запоминания складов.
Для обучения счету Зайцев разработал таблицы, где числа представлены квадратами. Карточки вывешиваются на доске и каждый день определенное количество квадратов закрашивается и рядом приписывается соответствующее число. Полные десятки остаются слева, а неполные справа. И так день за днем, пока ребенок не выучит числа до 99.
Плюсы методики Зайцева:
- ребенок в игровой форме учится читать и считать, познает логику построения слов и чисел;
- обучаться по этой системе можно с годовалого возраста;
- кубики воздействуют на разные органы: зрение, слух, осязание, развивают мелкую моторику.
Минусы:
- в дальнейшем дети с трудом осваивают состав слов, допускают ошибки в фонематическом разборе;
- пособия стоят очень дорого.
Какие методики будут полезны воспитателю
Обязательно нужно освоить альтернативные системы обучения, если вы планируете работать в ДОО, в котором широко применяется какая-либо из них. В основном особые подходы практикуют частные детские сады и развивающие центры.
Однако использовать элементы таких методик можно и в обычном детском саду. Любой педагог, желающий разнообразить формы и способы проведения занятий и организации игр, может в каждой методике найти что-то полезное.
Чтобы получить необходимые знания и навыки, обращайтесь в АНО «НИИДПО». Здесь обучают дистанционно* по специальности воспитателя детского сада, и по программам повышения квалификации. Вы освоите традиционные и альтернативные методы дошкольного образования.
Учиться удаленно удобно: вам потребуется только компьютер с доступом в интернет, выезжать никуда не нужно. Все лекции, вебинары и общение с преподавателями ведется на специальной платформе, группы набираются ежемесячно. После окончания обучения и успешной сдачи итогового экзамена вы получите удостоверение о повышении квалификации установленного образца, которое примут и в частном, и в муниципальном детском саду.
Выбирайте удобное для обучения время, осваивайте новые методики дошкольного воспитания и образования и становитесь более квалифицированным и востребованным специалистом.
*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.