В широком смысле слова адаптация — это процесс приспособления индивида к условиям внешней среды. Адаптацией детей в яслях и детском саду называют привыкание малыша к совершенно новой обстановке вне пределов родного дома и без родителей.
Почему одни дети привыкают к детскому саду быстрее и проще, а другие дольше и сложнее? Чтобы помочь малышу, вы должны понимать, от чего зависит успешная адаптация и как решать возникающие проблемы.
Как определить форму адаптации ребенка?
Выделяют три формы адаптации детей дошкольной группы: легкая, средняя и тяжелая. Чтобы определить, к какой из них относится ребенок, понаблюдайте за ним.
Легкая форма адаптации
Малыш вливается в детский коллектив за 2–4 недели. Этот вариант характерен для большинства детей. При этом ребенок:
- без слез и истерик заходит в группу и остается там;
- общаясь с педагогом, смотрит ему в глаза;
- может попросить о помощи;
- играет с другими детьми;
- способен сам найти себе занятие на короткое время;
- быстро привыкает к распорядку дня;
- адекватно реагирует на замечания воспитателя.
Средняя форма
Адаптация занимает около 1,5 месяцев, при этом малыш:
- проявляет негативные эмоции, плачет после разлуки с матерью;
- отвлекаясь, вступает в игру и забывает о расставании;
- общается с воспитателями и другими детьми;
- выполняет правила распорядка;
- адекватно реагирует на замечания;
- редко затевает ссоры.
Тяжелая форма
Адаптация затягивается на несколько месяцев, а иногда вообще не наступает — в таких случаях говорят о полной дезадаптации, когда ребенок не может посещать дошкольное учреждение. Встречается она крайне редко. Если в течение года ребенок так и не смог привыкнуть к ДОУ, стоит обратиться к специалистам (неврологу, психологу).
В этой форме ребенок:
- не желает контактировать с воспитателями и детьми;
- расставаясь с матерью, кричит, плачет или уходит в себя;
- не желает заходить в группу;
- отказывается от игр и еды;
- не хочет соблюдать режим дня;
- проявляет агрессию или замыкается в себе;
- плачет или пугается, когда к нему обращается воспитатель.
От чего зависит форма адаптации?
На форму адаптации влияют:
- Степень привязанности к значимому взрослому, обычно к маме. Чем надежнее привязанность, чем сильнее ребенок уверен в маме, тем легче адаптация. Излишняя эмоциональная привязанность, напротив, осложняет адаптацию.
- Особенности взаимоотношений в семье. У чутких и внимательных родителей малыш легче приспосабливается к новым условиям, у строгих — тяжелее.
- Отношение родственников к детскому саду. Сложнее всего детям, которых отдают в садик из-за давления внешних обстоятельств, например, если родителям надо выходить на работу. В семьях, где главная цель — социализация, адаптация проходит проще.
- Степень социализации ребенка. В детском саду ребенок контактирует с множеством взрослых и ровесников. Если ребенку такое общение в новинку, он может испытывать трудности. Поэтому чем шире был круг общения ребенка до посещения ДОУ, тем легче ему привыкнуть к новой обстановке.
- Возраст ребенка. Чем старше ребенок, тем дольше адаптация. Оптимальный возраст для начала посещения ДОУ — от 2 до 2,5 лет. В этом возрасте малыш уже начинает интересоваться другими детьми, может с ними взаимодействовать. В то же время еще не наступил кризис трех лет, связанный с формированием своего «я».
- Здоровье физическое и психическое. Любое отклонение от средних показателей затрудняет адаптацию. Сложно привыкают к детскому саду дети с хроническими заболеваниями (диабетом, астмой), часто болеющие, отстающие в развитии или, наоборот, опережающие ровесников.
- Вы не в силах воздействовать ни на один из этих факторов, но можете облегчить адаптацию для ребенка.
Какую помощь может оказать воспитатель для успешной адаптации и социализации ребенка?
Чтобы успешно справиться с обязанностями воспитателя по адаптации детей в ДОУ, соблюдайте следующие принципы.
1. Постепенность
Принимайте малышей на адаптацию по очереди, не больше двух детей в один день и четырех в неделю. Пусть сначала ребенок побудет в группе 2 часа. Постепенно увеличивайте время его пребывания, учитывая, насколько быстро происходит привыкание.
2. Индивидуальный подход
Уделите внимание каждому новичку. Поговорите с родителями, расспросите о предпочтениях и особенностях малыша и постарайтесь в разумных пределах их учесть. Особенно внимательно отнеситесь к чувствительным, эмоциональным и замкнутым детям.
3. Сотрудничество с родителями
Объясните родителям, что обе стороны должны предъявлять к детям одинаковые требования. Рассказывайте родителям об успехах и достижениях ребенка, демонстрируйте его работы. Оформите уголок в помощь родителям, размещайте там актуальную полезную информацию и советы.
4. Спокойствие
Адаптация может сопровождаться плачем, упрямством и капризами. Соблюдайте спокойствие и создавайте благоприятный эмоциональный климат. Маленькие дети легко отвлекаются, поэтому возьмите на вооружение простые игры, потешки, песенки и игрушки.
Что еще поможет воспитателю наладить контакт с детьми?
Важный навык, который ускорит социализацию и адаптацию ребенка к детскому саду, — эмоциональный интеллект (ЭИ). Развитый ЭИ помогает достичь успеха на любом этапе жизни. Те, кто обладает им, эмоционально устойчивы, легче выражают свои чувства и считывают эмоции окружающих.
Чтобы научить воспитателей управлять эмоциями дошкольника, в АНО «НИИДПО» разработана программа повышения квалификации:
Курс ориентирован на практическое использование. Вы овладеете методами диагностики эмоциональной сферы, узнаете, как найти общий язык с ребенком и его родителями, как помочь малышу социализироваться.
Обучение в АНО «НИИДПО» дистанционное*. Это значит, что все материалы курса вы изучаете дома, без поездок в образовательное учреждение. Вебинары, лекции, наглядные пособия, интерактивные тесты, общение с другими слушателями и преподавателями — все это поможет разобраться в изучаемых вопросах. Так же дистанционно вы сдаете зачеты и итоговое тестирование. По окончании курса выдается удостоверение о повышении квалификации, которое можно получить лично или почтовой службой.
*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.