Задачи и принципы речевого развития: информация для логопедов-новичков

12.11.2019

Задачи и принципы речевого развития: информация для логопедов-новичковРоль правильного речевого развития детей дошкольного возраста огромна. Именно в этом возрасте активно развивается мозг и ЦНС — их функции можно улучшить, а нарушения скорректировать. Но с возрастом эта гибкость уходит, и наступает момент, когда освоение правильной речи становится очень трудным или даже невозможным для ребенка, которому не помогли вовремя.

Кроме того, в задачи речевого развития на этом этапе входит подготовка к школе. К 6-7 годам ребенок должен говорить понятно, четко и связно, не допускать грубых ошибок в построении предложений, знать достаточное количество слов, чтобы свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Добиться таких результатов — задача логопеда.

Признаки проблем в развитии речи у дошкольников

Важный момент: речь пойдет об усредненных нормах. Одни дети осваивают речь быстрее других, другие медленнее, и это не всегда является серьезной проблемой.

Особенности речевого развития ребенка 3-4 лет: речь ситуативная, ребенок использует простые слова, необходимые для бытового общения («дай», «мама», «папа», «ложка» и пр.), плохо выговаривает или вообще не выговаривает Р, Л, Г, К, путает шипящие и свистящие согласные (вместо «кошка» произносит «коска»). Пора обращаться к специалисту, если к этому возрасту ребенок почти не общается с окружающими, не может построить простое предложение, плохо произносит большую часть звуков, из-за чего его речь не могут понять даже родители.

К особенностям речевого развития ребенка 4-6 лет относится словотворчество, ошибки при изменении формы слова («рисоваю» по аналогии с «одеваю», «тонкее» вместо «тоньше» и пр.), расширение пассивного словаря, в том числе за счет прилагательных-антонимов (большой — маленький, сильный — слабый, низкий — высокий и пр.) Признаки проблем на этом этапе: ребенок никак не может научиться правильно выговаривать звуки, по-прежнему путает шипящие и свистящие, не умеет использовать прилагательные в речи, не знает, как построить сложное предложение с «и», «но», «а», «потому что» и пр.

Дети 6-7 лет уже должны четко выговаривать все звуки, включая Р, правильно строить предложения с грамматической точки зрения (ребенок осваивает склонение и спряжение), говорить связно, понимать не только буквальные, но и переносные значения слов. Признаки проблем: ребенок не умеет строить связный рассказ, путается в суффиксах, допускает грубые грамматические ошибки в речи, воспринимает все слова исключительно в буквальном значении, не выговаривает часть звуков.

Результат развития речи на разных этапах: к чему должен стремиться логопед

Начнем с общих рекомендаций, без которых будет трудно добиться нужного результата:

  • Диагностика речевого развития — обязательный этап. Без ее проведения вы не сможете определить ни степень отставания от нормы, ни его причину, а значит, не сумеете составить эффективную программу занятий с ребенком. Важно, чтобы в диагностике речевого развития участвовали и другие специалисты. В зависимости от особенностей здоровья ребенка это может быть сурдопедагог, невролог, психолог, тифлопедагог, дефектолог и пр.

  • Нужно ориентироваться не только на уровни речевого развития детей, но и на особенности конкретного ребенка. Бывают случаи, когда ребенок может, но не хочет говорить. Иногда в таких ситуациях логопеду следует работать совместно с другими специалистами — в частности, с психологом.

  • Лучше двигаться от простого к сложному и начинать с уже знакомых ребенку тем. Расспросите родителей, что он любит, какие слова знает, какие сказки или стихотворения ему нравятся.

  • Учеников стоит хвалить за любые успехи, даже незначительные. Но при этом крайне не рекомендуется наказывать за неправильное выполнение упражнений и тем более за медленный прогресс. Важно, чтобы обстановка на занятиях была спокойной и комфортной, и чтобы ребенок доверял логопеду. Излишняя нервозность, страх, тревога только помешают добиться результата.

  • Уже пройденные темы следует время от времени повторять и закреплять, даже если ребенок сравнительно быстро их усвоил.

Технологии правильного речевого развития позволяют добиться нужных результатов:

  • Ребенок в 3-3,5 года может назвать свое имя, фамилию и возраст, знает бытовые глаголы («дай», «иди», «принеси» и пр.), правильно использует предлоги и множественное число. Он может коротко рассказать о своих впечатлениях: например, о том, что делали сегодня в детском саду.

  • Четырехлетний ребенок умеет согласовывать существительные с прилагательными, использовать вопросительные местоимения и уменьшительно-ласкательные суффиксы, строить предложения длиной 4-5 слов.

  • К 5 годам ребенок может правильно произнести свой адрес, фамилии, имена и отчества родителей. Он считает до 10 и умеет склонять числительные. Знает и использует антонимы: правый — левый, холодно — жарко и пр.

  • В 6-7 лет ребенок правильно произносит все звуки, умеет пользоваться абстрактными понятиями и понимает переносные значения слов, может пересказывать небольшие сказки или истории, рассказывать о прошедших событиях

К моменту поступления в школу ребенок должен уметь описывать историю по картинке, составлять связные рассказы, правильно строить вопросы, свободно пользоваться синонимами и антонимами.

О том, как добиться таких результатов, эксперты-практики АНО «НИИДПО» рассказывают на курсах по речевому развитию.

Где пройти обучение?

Если вы хотите освоить новую профессию и получить квалификацию, вам подойдут курсы профессиональной переподготовки, например:

  • Программа для тех, кто хочет помогать пациентам с нарушениями речевых функций, связанными с органическим поражением мозга. Обучение длится 13 месяцев. Программа подойдет специалистам без педагогического и психологического образования, поскольку в учебный план входят общепрофессиональные дисциплины (невропатология, психопатология, теория обучения и воспитания, анатомия, физиология органов зрения, слуха и речи, специальная педагогика и пр.) Вы научитесь делать логопедический массаж, проводить восстановительное обучение пациентов с органическими поражениями мозга, пользоваться технологиями речевого развития при дислалии, ринолалии, дизартрии и других нарушениях. Помимо основной квалификации вы получите дополнительную — логопед-реабилитолог.

  • Курсы для желающих работать в сфере дошкольной дефектологии. Длительность обучения — 13,5 месяцев. Вы научитесь корректировать нарушения речи у пациентов с дислалией, дизартрией, ринолалией, афазией, заиканием и пр., разберетесь в особенностях работы со слепыми и слабовидящими, глухими и слабослышащими детьми, ребятами с нарушениями эмоциональной сферы, интеллектуального развития и пр. Вы получите две квалификации: «логопед» и «дошкольный педагог-дефектолог».

Практикующим логопедам, которые хотят глубже разобраться в области речевого развития, подойдут курсы повышения квалификации. В АНО «НИИДПО» есть программы, посвященные:

Посмотрите полный список программ в области изучения речевого развития, чтобы выбрать подходящую. Если вам нужна помощь в выборе курсов, обратитесь к специалистам приемной комиссии АНО «НИИДПО».

Подберем программу для Вас!

Внимание! В мае сотрудники института продолжают работать дистанционно без выходных!

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Внимание! В мае сотрудники института продолжают работать дистанционно без выходных!

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
Контакты

117556, город Москва, Черноморский бульвар, дом 4, корп. 3, помещение V, офис 1

8 (800) 707-52-87, 8 (495) 150-17-11

Карта сайта


наверх