Нужна ли психология специалисту из другой сферы
— Наталья, расскажите, как вы решили стать нутрициологом?
— Это произошло благодаря моему собственному пути и жизненному опыту. До нутрициологии я работала специалистом в МФЦ, мало думала о собственном здоровье и набирала килограммы. Дойдя до 122, оказалась на операционном столе и поняла, что должна срочно решать проблему лишнего веса. Так я начала изучать принципы диетологии, нутрициологии, здорового питания – и за 2 года похудела на 52 кг.
Благодаря грамотному подходу к рациону и спорту мне удалось снизить вес без дополнительного вмешательства, добавок или лекарственных средств. Вдохновленная собственными результатами, я решила помогать другим: прошла несколько обучений и стала дипломированным нутрициологом. А недавно закончила программу в НИИДПО по семейной психологии.
Программа, которую закончила Наталья:
— Почему, став нутрициологом, вы решили получить еще и психологическое образование?
— Я заметила, что мои клиентки не всегда приходят лишь для того, чтобы похудеть или наладить питание. Многим из них требуется дополнительная психологическая помощь. В легких случаях это может быть работа над вкусовыми пристрастиями, а в тяжелых – над глубокой травмой. Вторая категория требует особого подхода: например, одна моих клиенток переживает эмоционально тяжелый развод, а вторая – потерю ребенка.
Чтобы научиться помогать таким клиентам, мне нужно было получить базовое психологическое образование. Поэтому я стала искать подходящий институт и остановилась на НИИДПО.
— Насколько эффективным стало для вас обучение в НИИДПО? Сложно ли было совмещать учебу с работой и другими делами?
— Я поверила в качество образования в НИИДПО еще на этапе выбора института – у меня есть знакомые, которые заканчивали здесь курсы. Хорошо, что ожидания оправдались: программа была интересной, насыщенной и ориентированной на практику. Для меня открылись важные моменты в детско-родительских отношениях, нашлись ответы на многие вопросы как из рабочей практики, так и из жизни.
Но совмещать учебу с работой было не всегда легко. Поскольку я погрузилась в новую специализацию, все приходилось осваивать с нуля. А карьера нутрициолога тоже не стояла на месте: параллельно я запускала марафон по снижению веса, открывала зал, набирала клиентов на обучение. В какой-то момент я поняла, что переоценила свои возможности и вынуждена была перейти на ночной график учебы (чего я никому, как нутрициолог, не советую). Но из-за большой любви к своему делу выгорания не случилось. Я и сейчас продолжаю интенсивно учиться, повышать квалификацию. Не исключаю, что буду и дальше углубляться в психологию.
Как психология работает с пищевыми привычками и лишним весом
— Наталья, как вы внедряете психологическое образование в работу нутрициолога?
— У меня нет точной рабочей схемы, но все начинается с изучения анализов. При взгляде на гормональный фон некоторых пациентов я сразу выявляю стрессовое состояние. Его необходимо устранить до начала работы над питанием, иначе клиента невозможно привести к устойчивому результату. Мы начинаем беседовать, выявлять источник стресса.
Если бы у меня не было психологического образования, клиенты бы не понимали – зачем говорить с нутрициологом о своей жизни? Зачем специалисту по питанию знать о чьих-то ссорах и несчастьях?
Теперь же я могу объяснить, как душевное состояние влияет на организм, как мы «заедаем» наши тревоги, травмы, печали. Так, одной своей клиентке я помогла пережить утрату, уйти с антидепрессантов, зависимости от кофеина. Только после полноценной психотерапии мы начали работать над снижением веса и успешно достигли поставленной цели.
Другой плюс психологии в том, что я научилась удерживать клиентов и отрабатывать их возражения. Однажды ко мне пришла девушка: она выглядела замотивированной и оплатила сразу все мои программы. А потом вдруг перестала появляться на занятиях. Я позвонила ей, узнала причину исчезновения и смогла снова вдохновить клиентку на работу. Теперь она активно участвует в программах и делится отличными результатами в похудении.
— Здорово, что психология помогает вам на всех уровнях работы! А какая психологическая проблема встречается у клиентов чаще всего?
— 99% всех проблем идет из детства, ведь именно в этом возрасте у человека формируется пищевое поведение.
Большую роль играют особенности воспитания – наша страна прошла через множество тяжелых событий, и они изменили отношение россиян к еде. Наши бабушки, пережившие войну, и родители, вспоминающие дефицит 90-х, склонны перекармливать и баловать детей. Появились психологические установки – всегда доедай за собой, запасайся впрок. Еда превратилась в своеобразный подарок: детей «награждают» сладким за послушание и «наказывают» на баловство, лишая вкусного.
Еще одна причина расстройств пищевого поведения – детские воспоминания и травмы. Одна моя клиентка обожала жареную картошку с молоком, никак не могла отказаться от этого блюда. Выяснилось, что это – воспоминание о любимой бабушке. Клиентка использовала еду как психологическую уловку, помогающую вернуться в детство и снова пережить ушедшие моменты счастья. Как раз с такими установками прежде всего должен работать психолог, и только потом – нутрициолог.
Почему образование помогает находить клиентов и больше зарабатывать
— Наталья, а возросло ли у вас количество клиентов с получением квалификации психолога?
— Конечно. Получив новую квалификацию, я стала указывать ее в своем профиле, и клиенты стали приходить намного охотнее. Им проще доверять специалисту с психологическим образованием, потому что они рассчитывают не только на профессиональную помощь, но и на сочувствие, понимание. Клиентам легче открыться мне, а это серьезное преимущество – ведь лишний вес часто является причиной комплексов (в том числе и поэтому многие так сильно хотят похудеть).
Но важнее даже не количество клиентов, а качество моей работы, которое растет с каждым обучением. Результаты говорят сами за себя, и моя известность как специалиста повышается. Конечно, это позитивно влияет на приток желающих пройти мои программы.
— Согласна с вами. А поднимаете ли вы стоимость услуг синхронно с повышением квалификации?
— Мне непросто поднимать цену, но это точка роста, которую обязательно нужно прорабатывать. Нельзя годами держать стоимость на одном уровне. Во-первых, сказывается инфляция, во-вторых, вы растете как специалист, а в-третьих – сам клиент может насторожиться при виде критично низкой цены и решить, что вы предоставляете некачественные услуги.
Поэтому даже несмотря на внутренние ограничители, совокупно за время своей практики я повысила цену в 3 раза. А после обучения на психолога подняла стоимость на 30%. Это справедливая планка, которая учитывает мои затраты на образование и растущий опыт.
Я поняла, что любое обучение окупит себя, если вы не будете занижать свои способности. И это еще один довод к тому, чтобы продолжать постоянно учиться, расширять и повышать квалификацию.
— Да, качественное образование всегда окупается с лихвой. Наталья, вы достигли больших успехов. Расскажите, куда хотите двигаться дальше?
— Я иду на следующее обучение по нутрициологии с целью развивать свою практику. Сейчас у меня действуют две программы, одну из которых хочу расширить с 2 до 4 месяцев и сделать более углубленной, адаптированной под естественные сроки изменений в организме.
Психологию тоже не хочу оставлять в стороне. Хоть я и использую полученные навыки в работе, было бы здорово сделать отдельный проект – например, открыть частную практику в качестве психолога-консультанта. Думаю, что в перспективе я так и поступлю.
— У вас отличные планы! Наталья, большое спасибо за интересный разговор. Желаем вам удачи в работе, обучении и профессиональном росте!
Вам также могут быть интересны программы: