Заявка на консультацию

Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.

Спасибо! Ваша заявка принята

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника: что это, зачем он нужен и как воспитателю его составить?

23.03.2021

Новый подход к дошкольному образованию, установленный ФГОС ДО, требует, чтобы воспитатели использовали все педагогические ресурсы для достижения максимальных результатов в развитии детей. И здесь возникает одно затруднение. Стандартная образовательная программа ориентирована на «средних» дошкольников. Более способные дети могут слишком быстро усваивать ее, а слабые, наоборот, отставать. В итоге и те, и другие теряют мотивацию к обучению. Чтобы этого не произошло, воспитатели должны находить персональный подход к своим подопечным и разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты развития дошкольников (ИОМ).

Цели составления ИОМ

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольникаИндивидуальный образовательный маршрут дошкольника разрабатывается для того, чтобы:

  • выявить особые образовательные потребности ребенка;
  • помочь ему освоить образовательную программу;
  • обеспечить развитие ребенка в тех сферах, которые его интересуют и в которых у него есть талант;
  • добиться позитивных сдвигов в развитии ребенка относительного его персональных возможностей (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • оказать родителям детей с особыми образовательными потребностями или одаренностью грамотную методическую помощь.

Что входит в ИОМ?

В структуре индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольного возраста выделяют компоненты:

  • диагностический — определяет методы обследования ребенка для составления и корректировки ИОМ;
  • целевой — заключается в постановке конкретных целей согласно требованиям ФГОС ДО;
  • организационно-педагогический — устанавливает способы и условия достижения поставленных целей;
  • содержательный — включает сведения о работе педагога по каждому предмету образовательной программы;
  • технологический — описывает, какие технологии, методы, приемы будут использованы в работе с ребенком;
  • результативный — содержит финальные результаты развития ребенка, которых нужно достичь к моменту перехода из детского сада в школу.

Как составляется индивидуальный образовательный маршрут дошкольника?

Первый этап – подготовительный. Воспитатель собирает информацию о ребенке, необходимую для составления ИОМ:

  • общие сведения (ФИО, пол, возраст и т. д.);
  • характеристику семьи;
  • особенности физического развития и здоровья;
  • особенности моторики;
  • уровень развития познавательной сферы;
  • уровень развития речи;
  • уровень знаний по предметам образовательной программы ДО;
  • отношение к занятиям;
  • наличие сложностей в общении со сверстниками, взрослым и т. д.

Очень важно выявить текущий уровень освоения программы ДО. Для каждого направления определяются методы и формы педагогической работы, задачи, результаты, которых планируется достичь. Обычно эту часть ИОМ оформляют в виде таблицы. Для наглядности приведем образец индивидуального образовательного маршрута дошкольника.

Месяц

Направление работы

Содержание работы

Запланированный результат

Сентябрь

Коррекция речевых проблем (бедный словарный запас, трудности с составлением ответов на вопросы, предложений, изменением формы слов)

●     Игры «Один-много»

●     Упражнения на составление простых и сложных предложений

●     Упражнения с ответами на вопросы

Расширение словарного запаса, устранение проблем с составлением предложений, изменением формы слов, ответами на вопросы

Таблицу можно дополнить колонками «Данные диагностики», «Причины сложностей», «Взаимодействие со специалистами», «Полученные результаты» и др.

Готовый ИОМ должен включать учебный план на каждый день недели с указанием конкретного вида деятельности ребенка в конкретное время. В маршрут обязательно включается блок тематического планирования работы с родителями.

ИОМ регулярно корректируется, дополняется. Для этого минимум дважды в течение учебного года проводят мониторинг развития ребенка, устанавливают текущий уровень его развития.

Где воспитателю научиться составлять индивидуальные маршруты развития дошкольников?

АНО «НИИДПО» приглашает пройти программу повышения квалификации «Методика организации и построения индивидуального образовательного маршрута дошкольника», рассчитанную на 108 часов или 1,5 месяца обучения. Она познакомит вас с теоретическими основами разработки ИОМ и особенностями его построения для разных категорий детей (одаренных, с низкими образовательными результатами, с ОВЗ), с основными направлениями реализации индивидуального образовательного маршрута. По окончании обучения вы получите удостоверение о повышении квалификации установленного образца, которое подтвердит ваши новые компетенции. Удостоверение примет и работодатель, и аттестационная комиссия.

Программа разработана экспертами-практиками с учетом требований ФГОС ДО и других нормативных документов, реальной специфики работы в современном дошкольном образовании. В ней приведено множество примеров из педагогического опыта, теоретические блоки закрепляются практическими заданиями. Учебный план регулярно корректируется и дополняется, поэтому вы можете быть уверены, что получите на курсе актуальную и полезную информацию.

► Обучение у нас полностью дистанционное*. Это дает возможность:

  • повышать квалификацию в московском институте, даже если вы живете не в столице;
  • учиться без отрыва от работы и личных дел, осваивать материалы программы по удобному индивидуальному графику: вечером, в обеденный перерыв, в выходные;
  • пользоваться огромной библиотекой электронных учебных материалов, включая лекции, вебинары;
  • обращаться к индивидуальным консультациям с преподавателем при возникновении вопросов и сложностей.

Чтобы узнать больше об этой программе и других курсах для воспитателей и педагогов дошкольного образования, свяжитесь со специалистами приемной комиссии.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

  • Преподаватель педагогических дисциплин, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, специалист в области работы с детьми с ОВЗ, обладатель благодарственных писем городского и областного уровня.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
Контакты

117556, город Москва, Черноморский бульвар, дом 4, корп. 3, помещение V, офис 1

8 (800) 707-52-87, 8 (495) 150-17-11

Карта сайта


наверх