Заявка на консультацию

Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.

Спасибо! Ваша заявка принята

Артикуляционная гимнастика: упражнения, эффективность, сферы применения

11.03.2021

Артикуляционная гимнастика – эффективный и доступный способ улучшения дикции и подготовки к исправлению звукопроизношения. Он должен быть в профессиональном багаже любого логопеда. Познакомимся с этой методикой поближе и узнаем, как и где обучиться ее использованию в коррекции речевых нарушений.

Какое место занимает артикуляционная гимнастика в работе логопеда?

Артикуляционная гимнастикаАртикуляционная гимнастика – комплекс упражнений для выработки правильных положений и движений артикуляционных органов (губ, языка, мягкого нёба, щек, нижней челюсти). Ее проводят для решения ряда задач:

  • укрепления мышц речевого аппарата;
  • выработки определенного артикуляционного уклада для вызывания того или иного звука;
  • обучения способности переключаться с одного упражнения на другое.

Артикуляционная гимнастика считается в логопедической практике базовой технологией, которую должен освоить каждый специалист. Она незаменима в процессе профилактики и коррекции звукопроизношения, развития четкой дикции у детей и взрослых. Ее используют для формирования и коррекции звукопроизношения при ринолалии, дислалии, дизартрии, а также для профилактики нарушений в произношении звуков. При коррекции афазии и алалии артикуляционная гимнастика также применяется, но не играет первостепенного значения.

Артикуляционная гимнастика выполняется не только на занятиях у логопеда. Ее можно включать в режимные моменты в детском саду и применять дома. Упражнения в этом случае выполняются под руководством воспитателя или родителей, которые прошли консультацию у специалиста.

Формы проведения артикуляционной гимнастики

Методику используют на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Обычно логопед показывает технику выполнения упражнения, а ребенок повторяет ее перед зеркалом под контролем специалиста.

Все чаще логопеды используют нетрадиционные техники выполнения артикуляционных упражнений. Например, сочетают ее со сказкотерапией, арт-терапией, пальчиковой гимнастикой. Могут применяться различные вспомогательные предметы: баранки, хлебная соломка, леденцы, бусины, пуговицы, ложки, дидактические игрушки.

Особенности использования артикуляционной гимнастики при коррекции разных речевых нарушений

Выбор упражнений и тактика их проведения зависят от типа речевой патологии, например:

  • При дислалии у ребенка нет грубых моторных нарушений, мышечный тонус органов артикуляции нормальный, но не формируются некоторые произвольные артикуляционные движения. Поэтому работу по развитию речевой моторики направляют на формирование конкретных артикуляционных укладов, учат ребенка осознанно и произвольно выполнять речевые движения.
  • При дизартрии тактика проведения артикуляционной гимнастики зависит от формы нарушения. Начинают работу с пассивной гимнастики, когда нужные артикуляционные позы задаются механически — под нажимом руки логопеда, шпателя, зонда. Постепенно гимнастика переходит в пассивно-активную, а затем в активную.
  • При ринолалии работа планируется с учетом особенностей строения артикуляционного аппарата до и после операции уранопластики. Методические приемы подбираются индивидуально. Важно учитывать, насколько ограничения функций нёба и глотки влияют на звукопроизношение, голосообразование, как человек реагирует на свое состояние.

Какие упражнения используются в артикуляционной гимнастике?

Упражнения для языка и других артикуляционных органов, которые применяются в логопедии для коррекции речевых нарушений у взрослых и детей, делятся на два типа:

  • Статические ­– упражнения, направленные на формирование способности создать и удержать определенную артикуляционную позицию. Логопед показывает ребенку или взрослому определенную позу органов речи (например, вытянуть губы трубочкой или улыбнуться), просит повторить ее и зафиксировать на 6-10 секунд.
  • Динамические – упражнения, которые направлены на развитие переключаемости артикуляционных движений, их скорости, плавности, легкости. В таких упражнениях нужно менять артикуляционные позы, например, двигать языком по направлению вверх-вниз, чередовать улыбку и вытягивание губ трубочкой и т. д.

Упражнения выполняются комплексами. Новые артикуляционные позы и движения вводятся только тогда, когда ребенок или взрослый хорошо освоили ранее пройденные и довели их до автоматизма.

Где логопеду научиться использовать артикуляционную гимнастику в своей работе?

АНО «НИИДПО» предлагает логопедам пройти дистанционные* курсы по популярным методикам коррекционной работы, включая и артикуляционную гимнастику. Все программы обучения разработаны экспертами-практиками, регулярно обновляются и дополняются. Для поступления вам не нужно сдавать экзамены и даже приезжать в Москву – все взаимодействие между вами, приемной комиссией и преподавателями осуществляется онлайн и по почте.

► Обучаясь у нас, вы получаете:

  • возможность учиться по индивидуальному графику;
  • удобную и понятную систему электронного обучения;
  • подробные программы с большим количеством практических заданий;
  • бессрочный доступ к учебным материалам;
  • возможность общаться с преподавателями – практикующими экспертами в области логопедии;
  • скидки на обучение;
  • документ о дополнительном образовании московского института.

У нас есть две программы повышения квалификации по артикуляционной гимнастике. Предлагаем сравнить их, чтобы выбрать ту, которая подойдет именно вам.

Программа

Сроки обучения

Что вы узнаете

 

Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика в преодолении моторных нарушений устной речи у детей и взрослых **

 

144 часа

 Роль артикуляционной гимнастики в коррекционной логопедической работе, в том числе в формировании четкой дикции.

 Особенности использования артикуляционной гимнастики при разных нарушениях речи.

 Использование традиционных и нетрадиционных форм проведения артикуляционной гимнастики.

Программа включает практикум с обратной связью от преподавателя – запись видеоролика с самостоятельным выполнением статических и динамических упражнений артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика в формировании правильного звукопроизношения и четкой дикции у детей и взрослых

36 часов

Особенности нормального и патологического строения и функционирования артикуляционных органов.

 Использование артикуляционной гимнастики в коррекции разных нарушений речи.

Улучшение дикции с использованием артикуляционной гимнастики.

Традиционные и нетрадиционные методики проведения артикуляционной гимнастики.

► По окончании курсов вы получите удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Документ подтвердит работодателям и клиентам ваши компетенции в сфере проведения артикуляционной гимнастики.

Решили записаться на курсы для логопедов? Отправьте заявку или позвоните в приемную комиссию, чтобы получить подробную информацию по условиям зачисления и обучения.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

** Также программа включает два модуля, посвященных логопедическому массажу.

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

  • Практикующий учитель-логопед высшей квалификационной категории, разработчик и преподаватель дисциплин и модулей психолого-педагогической и коррекционной направленности.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
Контакты

117556, город Москва, Черноморский бульвар, дом 4, корп. 3, помещение V, офис 1

8 (800) 707-52-87, 8 (495) 150-17-11

Карта сайта


наверх