8 (800) 707-52-87 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
  • Главная
  • Cтатьи
  • Педагогическая этика: как поступать учителю в сложных ситуациях?

Педагогическая этика: как поступать учителю в сложных ситуациях?

Работа учителя не всегда соответствует требованиям и нормам педагогической этики, ведь далеко не у каждой дилеммы существует простое решение. Но нужно понять: важно не только то, чему вы учите, но и то, как вы это делаете, какой пример подаете детям.

Классические моральные дилеммы для педагога

Педагогическая этика: как поступать учителю в сложных ситуациях?
  • Решать за ребенка или позволять ему принимать решения? Это касается и ситуаций, когда учитель вместе с родителями думает, что будет лучше для ребенка (например, перевод в другой класс, подготовка к поступлению на конкретный факультет).
  •  Искажать факты или говорить правду? Дилемма особенно болезненна, если нужно рассказать родителям о проступках или неуспеваемости ученика, зная, что для ребенка это может обернуться жестоким наказанием.
  •  Скрывать ли нарушения закона? Например, вы узнали, что ребенок украл у одноклассника деньги, но теперь раскаивается и готов отдать их вам, чтобы вы вернули их владельцу. Нужно ли сообщить, кто совершил кражу, если это приведет к серьезным последствиям для вора?
  •  Вмешиваться ли в семейные дела? Особенно сложно принять решение в ситуациях, когда есть подозрение на насилие в семье, но нет доказательств.
  •  Опираться на профессиональные или личные ценности? Нужно ли наступать на горло собственному мировоззрению и принципам, если они противоречат понятию и сути педагогической этики?
  •  Сохранять ли конфиденциальность? Например, ребенок доверился учителю и рассказал о серьезной проблеме, о которой не знают родители. Сообщить им или сохранить тайну?
    ► Сразу скажем: универсального решения у этих дилемм нет и не может быть, но существует алгоритм, который помогает найти выход в конкретной ситуации:
    1. Постарайтесь собрать как можно больше информации. Иначе вы рискуете построить решение на недостаточных или, еще хуже, неверных сведениях.
    2. Определите все варианты выбора. Не торопитесь, обдумайте ситуацию — возможно, есть хороший выход, которой сложно заметить сразу.
    3. Проверьте каждый вариант по критериям: законно ли решение, соблюдаются ли интересы большинства связанных с ситуацией людей, справедливо ли решение, полезно ли оно, не нарушает ли чьих-либо прав и свобод. Помните, что ясных и простых решений в таких ситуациях обычно не бывает, поэтому у каждого варианта наверняка найдутся минусы.
    4. Выберите лучшее, на ваш взгляд, решение, и подумайте, что вы будете чувствовать, если о нем узнают ваши коллеги, близкие, если его вынесут на публичное обсуждение. Почувствуете ли вы гордость, правоту или стыд?
    5. Примите окончательное решение и действуйте.

    Трудности в работе с учениками

    Сложные ситуации и конфликты с учениками могут возникнуть даже у хорошего учителя. Причины бывают разные, но чаще всего встречаются четыре:

    • Ученик мстит. Притом обидчиком может выступать не учитель, а, например, родитель, но на учителе зло сорвать оказывается легче. Действия детей в таких случаях часто серьезны, от оскорблений и откровенного хамства до порчи вещей и физического насилия. В тяжелых ситуациях ученик, стараясь задеть окружающих, причиняет вред себе: начинает «назло» курить, употреблять наркотики и пр. Результат: педагог чувствует боль и обиду, разрывается между желанием наказать ребенка и уйти, хлопнув дверью, но поддаваться этим порывам нельзя. Решение: отделять поступок от человека, относиться к ребенку с сопереживанием и заботой (хотя это бывает крайне трудно), учить детей адекватно выражать эмоции, прорабатывать обиды и боль. Открыто спрашивать, что случилось — честный разговор о произошедшем часто помогает ребенку разобраться в чувствах.
    •  Ребенок старается привлечь внимание. Он может делать это разными способами вплоть до срыва занятий, оскорбления учителя и нападения на других детей. Некоторые дети действуют иначе: медленно выполняют задания, притворяются, что не понимают, чего от них хотят. Беседы, вызов родителей в школу, наказания не решают проблему. Решение: всегда уделяйте хорошему поведению больше внимания, чем плохому, публично хвалите детей за успехи. Объясняйте, как привлечь к себе внимание без выходок и саботажа.
    •  Школьник боится неудачи. Он отказывается выполнять требования учителя, либо выполняет плохо, не может объяснить нежелание учиться или говорит, что у него ничего не получается, нет таланта, плохая память и пр. Как бы учитель ни старался объяснить материал, ребенок упорно не желает его понять. Решение: указывайте ученикам не только на ошибки, но и на хорошо сделанную работу, на сильные стороны. Никогда не сравнивайте учеников друг с другом (появляется установка «я хуже другого, мне незачем стараться»), учите бороться с перфекционизмом («если я не могу сделать идеально, лучше не делать вообще»).
    •  Ученик стремится показать свою власть над учителем. Он провоцирует педагога, старается публично его унизить, пробует шантажировать и угрожать. Некоторые дети пытаются показать свое превосходство с помощью манипуляций, ведут себя подчеркнуто вежливо, но отказываются выполнять требования (не выходят к доске, не сдают тетрадь и пр.), стараясь вывести учителя из себя. Решение: не идите на конфронтацию, не позволяйте себя спровоцировать, не играйте по правилам, которые диктует ученик. Никакой агрессии! Проявите твердость: дети должны точно знать правила, которым нужно следовать, и понимать, что за нарушением последует предсказуемое наказание. Останавливайте выходки твердо и спокойно, не унижая ученика. Для профилактики полезно разрешать ребенку руководить в четко очерченных границах (например, можно назначить его старостой или лидером команды, которая выполняет учебный проект).

      Как научиться лучше действовать в сложных ситуациях?

      Приходите повышать квалификацию к нам в АНО «НИИДПО». Хотя обучение проходит полностью в дистанционном* формате (чтобы вы могли сочетать его с работой), вы сможете общаться с коллегами — другими слушателями и экспертами, опытными педагогами. У вас будет возможность обмениваться опытом и просить совета, обсуждать трудности, с которыми вы сталкиваетесь на работе.

      И, конечно, вы получите знания, которые помогут научиться правильно действовать в сложных ситуациях.

      Для вас могут быть полезны программы:

      Нужна помощь в выборе программ обучения? Обратитесь к специалистам приемной комиссии нашего института.

      Задать вопрос

      Окончив обучение и пройдя итоговое тестирование, вы получите удостоверение о повышении квалификации установленного образца — оно пригодится вам и при трудоустройстве, и при прохождении аттестации.

      Приходите учиться к нам!

      * Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. 

      Заявка на обучение или консультацию
      Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
      100% дистанционный формат
      100% дистанционный формат
      Подробнее
      Учебные материалы доступны 24/7 в приложении на смартфоне и личном кабинете на компьютере.
      Помощь в процессе обучения
      Помощь в процессе обучения
      Подробнее
      Более 170+ экспертов-практиков всегда на связи в системе дистанционного обучения. Работает контакт-центр.
      Регулярные онлайн-вебинары
      Регулярные онлайн-вебинары
      Подробнее
      Онлайн-вебинары с экспертами каждый месяц. Вебинары в записи по тематике программы и другим направлениям.
      Материалы программы доступны бессрочно
      Материалы программы доступны бессрочно
      Подробнее
      В системе дистанционного обучения Вы получите бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения.
      Скидки на обучение
      Скидки на обучение
      Подробнее
      Скидка 5% на повторное обучение, возможность вернуть до 13%, оформив налоговый вычет. Рассрочка 0% на программы профессиональной переподготовки.
      Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
      Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
      Подробнее
      На период обучения доступ к 130000+ книг и 16000+ дисциплин, энциклопедиям и книжным коллекциям электронной библиотеки biblioclub.ru.

      Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

      Задать вопрос
      Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
      Спасибо за заявку!
      Мы свяжемся с вами в ближайшее время.