Заявка на консультацию

Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.

Спасибо! Ваша заявка принята

Поддерживаем дисциплину в классе: методики и приемы, которые помогут вам управлять вниманием учеников

11.02.2021

Дисциплина — самый больной вопрос для педагога. Трудно работать в классе, где нет порядка, без него невозможно достичь и высоких результатов обучения. Навести дисциплину в классе бывает сложно и молодому учителю, и опытному. Какие приёмы помогут учителю справиться с непослушанием? Рассмотрим в статье.

Всегда составляйте чёткий план урока

Поддерживаем дисциплину в классеЕсли вы пришли на урок недостаточно подготовленным, во время занятия могут возникать паузы, и тогда ученики начнут отвлекаться. Вновь собрать их внимание будет сложно.

Всегда составляйте чёткий поурочный план, подробно расписывайте, что вы будете говорить и делать на каждом этапе урока. Объясняйте ученикам последовательность действий: «А сейчас откройте тетради и запишите тему урока. Когда запишете, положите ручку и посмотрите на меня», «Я объясню вам правила чередования гласных в корне слова, а потом вы придумаете свои примеры» и т. д.

Держа перед собой план, вы не забудете сразу попросить учеников достать необходимые принадлежности, чтобы не отвлекаться на уроке и не создавать лишнего шума.

Объясняйте основные правила поведения

Придя в новый класс, сразу разъясните основные правила дисциплины в классе. Обычно ученики задают одни и те же вопросы: «Как исправить двойку?», «Нужна ли сегодня линейка?», «Я забыл дома тетрадь/ручку/учебник», «Извините, я опоздал. Можно войти?». Сразу ответьте на такие вопросы и попросите запомнить, что делать в каждом из этих случаев.

Например, что линейка нужна на каждом уроке. А если ученик опоздал, пусть тихо пройдет на своё место. Захотите выяснить причину опоздания — сделайте это после урока. Постепенно ученики привыкнут к установленным правилам и перестанут спрашивать одно и то же.

Ясно формулируйте свои требования

Установите конкретные требования к поведению учеников на уроке. Чётко формулируйте эти требования, не отступайте от них и неуклонно добивайтесь выполнения. Если требование не выполнено, поговорите с учеником, дайте ему возможность осознать проблему.

Однажды наступит момент, когда вам будет достаточно одного взгляда, чтобы ученик понял, чего вы от него ждёте.

Не начинайте урок, пока не установится тишина

В начале урока добейтесь полного внимания учеников и только потом начинайте говорить. Сразу замолчите, если шум возникает вновь. Выдержите паузу. Дождитесь тишины и объясните, что вы продолжите урок, когда все успокоятся.

Станьте для детей авторитетом

Отсутствие авторитета — обычная ситуация, если вы взяли новый класс, особенно если вы только пришли в образовательное учреждение, где никто вас не знает. Каждого нового педагога дети испытывают на прочность, и каждый раз вам приходится зарабатывать авторитет заново.

Решайте проблему непослушания самостоятельно. Не жалуйтесь завучу или директору — это даст кратковременный эффект, а ребята поймут, что испытание вы провалили.

Сразу поставьте себя так, чтобы каждое ваше замечание звучало непререкаемо. Если вы о чем-то попросили — просьба должна быть выполнена. Дайте детям понять, что ваше слово — истина в последней инстанции и не подлежит обсуждению. Не кричите, ваши слова должны звучать  спокойно, но веско.

Не заигрывайте с учениками, но и не обзывайте детей и не унижайте их. Не допускайте, чтобы сильные обижали слабых. Постарайтесь увидеть в каждом ученике прежде всего человека. Даже отъявленные хулиганы ответят вам тем же.

Если есть возможность, налаживайте контакт с детьми в неформальной обстановке. Организуйте поход в музей, в кино, или на экскурсию.

Будьте позитивны

Не бойтесь улыбнуться, чтобы подбодрить, налаживайте зрительный контакт. Поддерживайте на уроке позитивную атмосферу — сказанная вовремя шутка может разрядить напряжённость. Покажите ученикам, что вы такой же человек, как и все. Ученики начнут уважать вас, а заодно полюбят и ваш предмет.

Развивайте интерес к своему предмету

Чаще всего плохая дисциплина бывает в 6–8 классах, когда у детей начинается переходный возраст и снижается мотивация к обучению. Чтобы удержать внимание:

  • чередуйте словесные, наглядные и практические методы обучения;
  • разнообразьте формы и типы уроков — удивляйте детей, чтобы они не теряли интереса и с нетерпением ждали встречи с вами.
  • включайте в активную учебную деятельность абсолютно всех учеников в классе, пусть они, например поработают в парах или группах.

Обучиться приёмам планирования и проведения уроков в соответствии с современными требованиями вы можете в АНО «НИИДПО». Мы понимаем, что учителям бывает трудно выделить время для прохождения обучения, поэтому организовали весь процесс в дистанционном* формате. Учитесь дома, в любое удобное время. Смотрите лекции и вебинары, изучайте дополнительную литературу, выполняйте задания, общайтесь с экспертами.

Рекомендуем обратить внимание на следующие программы:

Для учителей начальной школы:

Для учителей среднего и старшего звена:

Контролируйте темп урока

Варьируйте темп урока в зависимости от скорости работы конкретного класса. Если темп урока слишком быстрый, ученики не будут успевать за вами, а если слишком медленный, они начнут отвлекаться — и в том, и в другом случае внимание будет потеряно. Со временем вы поймёте, какая скорость для класса оптимальна, и сможете подстраиваться, чтобы удерживать внимание.

Обеспечьте всех учеников заданиями

Не допускайте, чтобы ученики оставались без работы даже на несколько минут. Если один решает задачу у доски, все остальные записывают её в тетрадь. Один отвечает — другие внимательно его слушают, чтобы дополнить ответ.

Для тех, кто быстро справится с основным заданием, держите наготове дополнительные, более сложные и интересные.

Поддерживаем дисциплину в классеНе выпускайте класс из поля зрения

► Всегда внимательно следите за всем классом. Потеряли зрительный контакт с детьми — потеряли их внимание. Сели за стол или отвернулись к доске — подали ученикам сигнал, что можно отвлечься и перекинуться парой слов.

Старайтесь подготовить доску на перемене. Не стойте у доски весь урок: ходите по классу, задавайте ребятам вопросы на понимание материала, заглядывайте в тетради.

Научитесь чувствовать классный коллектив. Тогда вы сразу поймёте, если что-то пошло не так: дети заскучали, начали отвлекаться. В этом случае быстро переключите их внимание.

Чутко наблюдайте за обстановкой в классе

► Будьте внимательны к тому, что творится в классе. Тогда вы сразу поймёте, что между учениками есть какая-то напряжённость или конфликтная ситуация, которая не позволяет им сосредоточиться на учёбе. Попробуйте поговорить с учениками, если они вам доверяют.

Если и это не поможет, обратитесь за помощью к социальному педагогу или психологу. Не оставляйте ситуацию неразрешённой. Подробнее о конфликтах в классе и путях их разрешения читайте в другой нашей статье.

Следите, чтобы дети не уставали

Часто отсутствие дисциплины говорит о том, что дети просто устали. Если вы заметили, что дети отвлекаются, шепчутся, занимаются посторонними делами, смените форму работы. Если вы до этого говорили, приступите к выполнению заданий. Тех, кто больше всего мешает, вызовите к доске и помогите, если задание вызывает затруднение.

Предотвратить возникновение усталости поможет чередование активной и пассивной форм работы, групповой и индивидуальной. Включайте в уроки физкультминутку: дети устают сидеть в одной позе, особенно в младших классах. Включите весёлую музыку и дайте ребятам помахать руками, присесть, побегать вокруг столов.

Дисциплина — это не тишина, а погружённость учеников в процесс. Творческий подход и знания, которые вы получите на курсах в НИИДПО, помогут вам не задаваться вопросом, как поддерживать дисциплину в классе, а сосредоточиться на обучении детей и помочь им достичь высоких результатов.

* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
наверх