Заявка на консультацию

Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.

Спасибо! Ваша заявка принята

Современные технологии в логопедии: чему учиться?

06.02.2021

Речевые патологии крайне разнообразны. Для их эффективного выявления и коррекции необходимо постоянно осваивать и включать в работу новые подходы, инструменты. В этой статье мы познакомим вас с современными технологиями, которым можно обучиться на дистанционных* курсах АНО «НИИДПО» для логопедов.

Что относят к логопедическим технологиям? Какими они бывают?

Современные технологии в логопедии: чему учиться?Как и любая образовательная технология, логопедическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, которые гарантируют успешное достижение поставленных целей.

Логопед использует в своей практике разнообразные технологии. К базовым относятся технологии логопедического обследования, коррекции звукопроизношения и голоса, формирования речевого дыхания, развития просодических компонентов, лексико-грамматической стороны, связности речи. Кроме того, специалисты очень часто прибегают к второстепенным технологиям. Они помогают преодолеть речевые нарушения, возникшие на фоне других заболеваний и отклонений в развитии у взрослых и детей. К таким технологиям относят кинезиотерапию, сенсорно-интегративную терапию, Су-Джок-терапию, фитотерапию, ароматерапию, литотерапию, музыкотерапию, куклотерапию, сказкотерапию, песочную терапию и т. д.

Какими технологиями должен владеть логопед, чтобы эффективно работать с клиентами? Как обучиться их применению?

Для успешной работы специалисту нужно освоить все традиционные логопедические технологии, а также входящие в них техники: артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, логопедический массаж, логоритмику, мультимедийные технологии, мнемотехнику, игротерапию. Освоение нетрадиционных технологий расширяет возможности логопеда, помогает ему находить подход к сложным пациентам.

Рассмотрим цели и специфику технологий современной логопедии и программы повышения квалификации, на которых вы сможете овладеть ими.

Технологии логопедического обследования

Логопедическое обследование нацелено на выявление нарушений в речевой сфере с определением возможностей обучения, путей и средств коррекционно-развивающей работы. Обследуя пациента, специалист должен в кратчайший срок установить с ним контакт, с помощью игровых и коррекционных технологий понять причины и характер речевых дефектов, выбрать направления работы для устранения или компенсации нарушения.

С технологиями диагностики речевых нарушений вас познакомит программа «Технологии логопедического обследования детей с нарушениями речи. Формулировка логопедического заключения», рассчитанная на 2 месяца. Вы узнаете о теоретических основах логопедического обследования, получите методические рекомендации по его проведению. Вас научат обследовать пациентов с различными нарушениями устной и письменной речи, в том числе с заиканием, дизартрией, ринолалией.

Технологии коррекции звукопроизношения

► Цель коррекции звукопроизношения – выработать определенный артикуляционный уклад, сформировать целенаправленную воздушную струю, научить ребенка переключаться с одной артикуляционной позы на другую (например, при постановке звуков [Ц], [Й]). Для этого используют специальные комплексы статических и динамических упражнений, а также массажные техники.

Современная логопедия предлагает целый ряд технологий коррекции звукопроизношения, среди которых наиболее популярны:

  • Артикуляционная гимнастика – упражнения для губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба, которые укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, вырабатывают определенный артикуляционный уклад для вызывания звуков, обучают быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую. Методические приемы гимнастики выбирают индивидуально с учетом речевого нарушения. Например, при дислалии, когда грубых моторных нарушений нет, состояние мышечного тонуса органов артикуляции нормальное, но у ребенка не сформированы некоторые артикуляционные движения, работа ведется произвольно и осознанно, она направлена на формирование новых речевых укладов. При дизартрии артикуляционная гимнастика начинается с пассивной гимнастики (при помощи механического воздействия — под нажимом руки, шпателя, зонда), которая постепенно переходит в пассивно-активную, а затем — в активную. При ринолалии работа строится с учетом индивидуальной реакции клиента, а также особенностей строения артикуляционного аппарата до и после уранопластики, в зависимости от влияния ограничений функций нёба и глотки на звукопроизношение и голосообразование. Артикуляционная гимнастика менее эффективна при афазии и алалии.
  • Дыхательная гимнастика – упражнение на формирование правильного речевого дыхания. Популярностью у логопедов пользуются методика Стрельниковой, дыхательный тренажер Фролова.
  • Логомассаж – механическое воздействие на артикуляционные органы для улучшения мышечного тонуса, создания положительных кинестезий, необходимых для нормализации произносительной стороны речи. При использовании логопедического массажа нормативное произношение звуков в ряде случаев формируется спонтанно. Если пациент имеет выраженную неврологическую симптоматику, массаж нередко позволяет добиться положительного эффекта даже без использования других методов логокоррекции. Существуют различные схемы проведения логомассажа. Наиболее популярными считаются массаж Дьяковой Е. А. и зондовый массаж Новиковой Е. В.

У нас вы можете пройти обучение по программе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика в преодолении моторных нарушений устной речи у детей и взрослых», которая познакомит вас сразу с двумя технологиями коррекции звукопроизношения, их использованием в коррекции различных речевых патологий (алалии, дизартрии, ринолалии, афазии, дислалии, нарушениях дикции и т. д.).

Логопедическая ритмика

Логоритмика – это технология логопедической работы, в которой сочетаются двигательные и речевые упражнений на основе стихотворного или музыкального ритма. Она помогает преодолевать речевой дефект через тренировку и развитие чувства ритма, общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики.

Логоритмика способствует развитию и речевых и неречевых процессов, компенсирует недостатки онтогенеза. Технологию применят для развития крупной и мелкой моторики, координации движений, их пространственной организации, нормализации мышечного тонуса, развития чувства темпа и ритма, всех видов памяти, внимания, музыкального, звукового, речевого слуха. С помощью логоритмики можно расширять словарь, отрабатывать грамматические темы, автоматизировать произношение звуков, развивать фонематическое восприятие. Также технология содействует эстетическому воспитанию детей, учит эмоциональной отзывчивости, развивает художественный вкус.

► Для знакомства с логоритмикой наши эксперты-практики разработали программу «Логопедическая ритмика в коррекции речевых нарушений и развитии мелкой моторики детей и взрослых» объемом 144 часа. Поступив на нее, вы узнаете о теоретических основах использования технологии, о ее применении в развитии мелкой моторики, коррекции заикания, алалии, афазии, фонетико-фонематических нарушений.

ИКТ в работе логопеда

Использование информационно-компьютерных технологий – один из приоритетов современной логопедии. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение ИКТ должно улучшить качество и ускорить процесс обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний.

Использование ИКТ на занятиях помогает логопеду добиться нескольких целей:

  • включение в работу всех анализаторных систем;
  • развитие элементов наглядно-образного и теоретического мышления;
  • активное пополнение словарного запаса;
  • повышение интереса детей к занятию за счет доступной подачи материала, использования движений, звука, мультипликации;
  • повышение эффективности усвоения материала, развитие памяти, воображения;
  • побуждение к поисковой исследовательской деятельности.

ИКТ повышают динамику занятия, обеспечивают наглядность подачи материала. Например, дети гораздо быстрее поймут, как выполнять упражнение артикуляционной гимнастики или логоритмики, если будут повторять его за любимыми мультипликационными героями.

О включении информационных технологий в логопедическую работу вам расскажут на программе «Использование it-технологий в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО». Вы познакомитесь с геймификацией логопедических занятий, использованием интерактивной доски, smart-стола и других инструментов, узнаете, как применять электронные образовательные ресурсы при работе с дошкольниками.

► Чем больше технологий современной логопедии в арсенале специалиста, тем проще ему находить подход даже к самым сложным клиентам, добиваться результатов в профилактике, диагностике, коррекции речевых нарушений. Не упускайте возможности повышать квалификацию и получать новые знания и навыки. Тем более, сегодня это можно делать в дистанционной* форме без отрыва от работы и личных дел.

 * Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

  • Практикующий учитель-логопед высшей квалификационной категории, разработчик и преподаватель дисциплин и модулей психолого-педагогической и коррекционной направленности.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
Контакты

117556, город Москва, Черноморский бульвар, дом 4, корп. 3, помещение V, офис 1

8 (800) 707-52-87, 8 (495) 150-17-11

Карта сайта


наверх