Заявка на консультацию

Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.

Спасибо! Ваша заявка принята

Совместная работа логопеда и психолога: как сделать ее эффективной?

08.01.2021

Отклонения в развитии ребенка часто бывают сочетанными. Проблемы с речью сопровождаются несформированностью психических процессов, недоразвитием памяти и внимания. Успешная коррекция таких нарушений возможна только при тесном взаимодействии логопеда и психолога. Как смежным специалистам организовать работу, чтобы она была эффективной? Об этом наша статья.

Логопед и психолог: общие цели и разные задачи

Ставки учителя-логопеда и педагога-психолога есть почти в каждом образовательном учреждении. Как правило, логопед и психолог входят в психолого-педагогический консилиум и сотрудничают в ходе сопровождения детей с ОВЗ. Модель их взаимодействия показана на рисунке ниже.

Логопед и психолог: общие цели и разные задачи
Задачи логопеда:
  • развивать звуковую сторону речи;
  • учить ребенка связно выражать свои мысли;
  • помогать ребенку пополнять словарный запас и осваивать грамматику;
  • развивать мелкую моторику и слуховое внимание;
  • формировать учебные умения и навыки (чтениеписьмо).

Задачи психолога:

  • развивать ВПФ — внимание, память, мышление;
  • развивать эмоционально-личностную сферу;
  • совершенствовать зрительно-моторную координацию;
  • формировать навыки самоконтроля и волевые качества;
  • обеспечивать психологическую поддержку.

У каждого из специалистов в этой модели свой круг задач, но начинающие психологи и логопеды часто сталкиваются с тем, что их функциональные обязанности не до конца определены. Это может создавать трудности в работе. Следует четко понимать, за что отвечает каждый специалист.

Планирование совместной работы

Задачи у логопеда и психолога разные, но достигать их они могут одними и теми же способами. Поэтому следует вместе планировать работу с ребенком с самого начала, с момента выхода на ПМПК.

Уже при проведении обследования специалисты выявляют детей с нарушениями речи и психологическими проблемами. В ходе комплексной диагностики они определяют уровень речевого и психического развития ребенка, его компенсаторные возможности и пишут психологическую характеристику. На совместном совещании психолог и логопед намечают индивидуальный маршрут развития и составляют интегрированный план работы на год.

На этом этапе специалистам следует собрать общий дидактический материал, который каждый из них мог бы использовать в работе. Задания для развития памяти и внимания могут составляться на основе материала, направленного на отработку определенного звука.

Например, психолог предлагает ребенку найти лишнее слова, используя с этой целью карточки для автоматизации звука [Ш]: рубашка, кошка, шуба, шарф или машина, вишня, груша, картошка.

Логопед предлагает составить по картинкам связный рассказ, а психолог просит придумать конец этого рассказа.


Взаимодействие логопеда и психолога в рамках коррекционно-развивающей работы

В идеале оба специалиста должны совместно планировать каждое занятие, а часть из них проводить в интегрированной форме.

Будут полезны и взаимные консультации: логопед консультирует психолога по поводу речевых проблем, влияющих на работу с ребенком, а психолог рассказывает логопеду о психологических, поведенческих и эмоционально-личностных особенностях детей.

И логопед, и психолог занимаются развитием речи и высших психических процессов, но каждый со своей стороны. Основная задача логопеда — развивать речь с использованием приемов активизации внимания, памяти, мышления. При этом логопед может использовать музыкотерапию, сказкотерапию, психогимнастику. Психолог, в свою очередь, воспринимает речь как средство развития интеллекта, помогает ребенку закрепить лексический материал и графические навыки, полученные у логопеда.

Взаимодействие логопеда и педагога-психолога будет результативным, если вы четко определяете задачи каждого, соблюдаете единство требований к ребенку и реализуете преемственность в работе.

Анализ результатов

► Совместно отслеживайте динамику развития ребенка. Определите положительные и отрицательные стороны взаимодействия и при необходимости внесите изменения в план работы.

► Отслеживайте промежуточные результаты не реже чем раз в квартал, установите критерии успешности для каждого этапа.


Консультационная и просветительская работа с педагогами и родителями

Цель такой работы — помочь родителям и педагогам во взаимодействии с ребенком, имеющим нарушения речи и психического развития. Своевременная поддержка поможет предупредить многие проблемы и быстрее скорректировать их. Логопед и психолог совместно:

  • проводят индивидуальные и групповые консультации по вопросам психического и речевого развития;
  • разрабатывают рекомендации;
  • организуют тренинги и семинары;
  • оформляют информационные уголки.

Что необходимо обязательно учесть в совместной работе

Казалось бы, у каждого специалиста есть свой, четко очерченный круг задач. Но на деле могут возникать проблемы по разделению смежного функционала.

Одна из таких спорных областей — развитие познавательной сферы. В этом направлении работают и логопед, и психолог. На практике нередки ситуации, когда каждый специалист уделяет этой задаче недостаточно внимания, полагая, что ее решает коллега. Случается и обратное: и логопед, и психолог делают упор на развитие познавательной сферы, иногда даже в ущерб своим основным обязанностям.

Особенно часто такие случаи происходит в учреждениях, где нет педагога-дефектолога — коррекция познавательной сферы как раз входит в его обязанности. Но даже если дефектолог есть, путаница возникает там, где специалисты недостаточно плотно взаимодействуют друг с другом.

В каких случаях логопеду стоит брать на себя дополнительные обязанности?

Идеальная ситуация, когда в образовательной организации есть и логопед, и психолог, и дефектолог, встречается не всегда. В отсутствие смежных специалистов учителю-логопеду приходится брать на себя дополнительные обязанности, потому что многим детям требуется не только логопедическая, но и психологическая помощь.

Если же недостатка в специалистах нет, брать на себя лишние функции не стоит. Стремясь оказать, как он считает, высококвалифицированную помощь, логопед начинает хуже выполнять свои прямые обязанности, сталкивается с быстрым эмоциональным выгоранием и физическим истощением.

Чтобы избежать трудностей в разделении обязанностей и лучше взаимодействовать с коллегами-психологами, логопеду будет полезно понять функциональные обязанности психолога.

Для этого в организации специалисты-смежники создают методические объединения, где проводят лекции и мастер-классы для коллег. Чтобы улучшить качество работы и научиться понимать специфику деятельности коллег-психологов, логопеду будет полезно пройти курсы повышения квалификации по психологии.

Приглашаем на дистанционные* курсы повышения квалификации в АНО «НИИДПО». За один-два месяца вы получите необходимые знания и отработаете практические навыки. Успешно окончив обучение, вы получите удостоверение о повышении квалификации.

Диалог между всеми специалистами — важное условие эффективности в работе любой образовательной организации. При этом не стоит забывать, что совместная деятельность логопеда и психолога не означает подмены собой другого специалиста. Учитесь сотрудничать и разделять обязанности.

* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

  • Клинический психолог, практикующий медицинский психолог системы здравоохранения, практикующий учитель-логопед, специалист в области нейропсихологии и нейрореабилитации.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
Контакты

117556, город Москва, Черноморский бульвар, дом 4, корп. 3, помещение V, офис 1

8 (800) 707-52-87, 8 (495) 150-17-11

Карта сайта


наверх