Заявка на консультацию

Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.

Спасибо! Ваша заявка принята

Особенности работы логопедом в школе: к чему нужно быть готовым?

16.12.2020

Мы в АНО «НИИДПО» обучаем учителей-логопедов на программах профпереподготовки. Прежде чем выбрать для себя именно эту профессию, стоит узнать о ней больше — мы расскажем.

Задачи школьной логопедии

  • Особенности работы логопедом в школе к чему нужно быть готовымПрофилактика и коррекция нарушений чтения, письма, речи у учеников.
  • Консультирование педагогов и родителей или законных представителей учеников по вопросам логопедии.
  • Своевременное выявление, предупреждение, помощь в преодолении трудностей в освоении образовательной программы.
  • Помощь в развитии мышления, памяти, внимания и восприятия у школьников.
  • Формирование предпосылок к обучению грамоте. В частности, логопед учит детей звуковому анализу слов, помогает развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве.
  • Помощь в освоении базовых учебных навыков: важно научить детей концентрироваться на задачах, исправлять ошибки, правильно оценивать результат работы, внимательно слушать учителей, соблюдать дисциплину на уроке и пр.

Должностные обязанности учителей-логопедов в школе

Их перечень зависит от условий в конкретной организации. Специалист всегда руководствуется Уставом школы, локальными документами (в частности, должностной инструкцией) и решает именно те задачи, которые перед ним ставит руководство. Но есть список обязанностей, которые встречаются почти всегда:

  • оказывать логопедическую помощь школьникам, руководствуясь принципом «не навреди»;
  • объяснять родителям и педагогам, как они могут помочь ребенку с нарушением речи, письма или чтения (выполнение логопедических «домашних заданий», особый подход к ученику на уроках);
  • регулярно углублять и освежать свои знания, изучать и применять научно обоснованные методы коррекции нарушений, повышать квалификацию;
  • следить за состоянием логопункта, оборудования и пр., при необходимости запрашивать обновление оборудования, покупку новых материалов и т. п.
  • хранить служебные и профессиональные тайны, не распространять сведений об ученике, который обратился за помощью.

Кроме того, у логопеда в школе есть важное ограничение. Он должен адекватно оценивать свои возможности и никогда не браться за те задачи, которые ему не под силу решить или которыми должны заниматься другие специалисты (например, школьные психологи). Специалист должен прекрасно знать возможности современной логопедии и никогда не давать завышенных и тем более невыполнимых обещаний и прогнозов.

Условия работы и права учителей-логопедов: требования законодательства

Организуя коррекционно-логопедическую работу в школе, руководство ориентируется на требования, указанные в письме Министерства образования РФ №2 от 14.12.2000 г., постановления Правительства и другие нормативные акты.

► Перечислим важнейшие моменты, которые вам нужно знать:

  • Школьный логопед проводит занятия с учениками начальной школы, у которых диагностированы общее / фонетико-фонематическое / нерезко выраженное общее /фонематическое недоразвитие речи, нарушения чтения и письма.
  • Учебная нагрузка логопеда в школе — 20 часов в неделю (см. Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781).
  • Максимальная наполняемость школьного логопункта в городе — 25 человек, в селе — 20 человек (см. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2).
  • Учитель-логопед имеет право на длительный ежегодный отпуск — 56 дней (см. Постановление Правительства РФ от 13.09.1994 г. № 1052 с изменениями от 19.03.2001 г., 01.10.2002 г.). Кроме того, он может потребовать дополнительный отпуск длительностью до года (см. Приказ Министерства образования РФ от 07.12.2000 г. № 3570).
  • Если логопед работает в школе по совместительству, он имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск по совмещаемой работе. Если специалист не пользуется этим отпуском, при увольнении ему обязаны выплатить компенсацию (см. Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 г. № 41).

Изучите перечисленные документы, свой трудовой договор, должностную инструкцию, Устав организации, где вы работаете — так вы будете знать свои права и понимать, какие условия вам должны предоставить. Если ваши права нарушает работодатель и решить дело мирным путем не удается, вы вправе обратиться в трудовую инспекцию или прокуратуру.

Организация работы логопеда в современной школе

Не в каждой образовательной организации открывают логопункты. По закону, их создают только в тех городских школах, где есть 5-10 классов I ступени начального общего образования (для сельских школ достаточно 3-8 классов). Детей, которые нуждаются в помощи логопеда, зачисляют на логопункт только после обследования, которое проводится два раза в год: с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.

Программа по теме:

Нередки случаи, когда в списке на зачисление оказывается гораздо больше детей, чем может принять логопункт (напомним, ограничение — 25 человек для городской школы и 20 для сельской). В таких случаях следует:

  • Принимать в первую очередь тех детей, у которых диагностировано фонематическое, общее или фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Дело в том, что эти нарушения мешают ученикам успешно осваивать образовательную программу — в результате они просто не могут учиться наравне с одноклассниками.
  • Сформировать список детей, которые нуждаются в помощи логопеда, но пока не зачислены на школьный логопункт. В течение учебного года дети, чьи нарушения удалось скорректировать, покидают логопункт. Как только это происходит, нужно зачислять следующих в очереди.

В большинстве случаев учитель-логопед проводит групповые занятия длительностью 40 минут. Их назначают на внеурочное время. Если некоторым детям такого формата недостаточно, с ними можно проводить индивидуальные занятия длительностью 20-40 минут.

За тем, чтобы каждый ребенок, зачисленный на логопункт, посещал занятия, следит не только учитель-логопед, но также родители или законные представители ученика, руководство школы и классный руководитель. Обращайтесь к ним за помощью, если ребенок пропускает занятия.


Если вы хотите глубже изучить вопрос работы со школьниками или получить квалификацию учителя-логопеда — приходите учиться к нам в АНО «НИИДПО»!

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

  • Практикующий логопед первой квалификационной категории, разработчик и преподаватель дисциплин и модулей психолого-педагогической и коррекционной направленности, специалист в области дошкольной педагогики и детской психологии, член Профессиональной психотерапевтической лиги, член Регионального общественного объединения г. Тулы «Ассоциация независимых судебных экспертов», Председатель Тульской Региональной общественной организации «Объединение практических психологов и логопедов».

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
наверх