Особенности работы логопеда с детьми с расстройствами аутического спектра

16.11.2020

Полное отсутствие речи или ее нарушения – один из признаков расстройства аутического спектра. Поэтому все дети с РАС нуждаются в занятиях с логопедом. Мы расскажем, как правильно выстраивать работу с такими клиентами.

Что такое расстройства аутистического спектра (РАС)?

Под расстройствами аутического спектра понимают общее нарушение развития, при котором ребенку трудно взаимодействовать с людьми, выстраивать социальные связи. У детей с РАС ограничен круг интересов, они часто повторяют одни и те же действия, не распознают и не чувствуют эмоции окружающих. Все это ведет к трудностям в социализации, а иногда и к полной ее невозможности без длительной коррекционной работы.

Какие нарушения речи сопровождают РАС?

В работе логопеды чаще всего сталкиваются со следующими проблемами, присущими детям с аутизмом:

  • Особенности работы логопеда с детьми с расстройствами аутического спектрамутизмом – полным отсутствием речи;
  • эхолалиями – повторением сказанных окружающими людьми слов, фраз;
  • использованием слов и фраз-штампов;
  • фонографичностью речи, то есть запоминанием и воспроизведением слов, фраз, даже целых стихотворений, песен и отрывков прозаических текстов без понимания их смысла;
  • неспособностью вести диалог, отсутствием обращений даже при развитой монологической речи;
  • поздним появлением в речи личных местоимений и неумением их правильно использовать (например, ребенок может говорить о себе «ты», а о других «я»);
  • автономностью речи – общением ребенка на «своем» языке, который строится по отличным от языка взрослых принципам;
  • проблемами с семантической стороной речи: использованием неологизмов, сужением или расширением смыслового наполнения слов и т. д.;
  • нарушениями в произношении звуков;
  • нарушениями связности речи, неумением строить словосочетания, предложения;
  • неправильной постановкой ударений, проблемами с интонацией и т. д.

Основные этапы логопедической работы

Из-за глубины и сложности РАС работа логопеда с детьми с аутизмом не может начинаться без предварительной подготовки, в которой участвуют специалисты разных профилей. Педагоги, психологи, дефектологи принимают активное участие и в дальнейших этапах логопедической коррекции. И, конечно, в процессе участвуют родители или опекуны.

► Предварительный этап обучения

Сначала нужно установить с ребенком эмоциональный контакт. За эту задачу отвечает психолог. Он развивает способности к контакту с людьми, формирует первоначальные навыки социального взаимодействия. Когда ребенок начинает идти на контакт с окружающими, в работу постепенно включается учитель-логопед. Сначала он просто присутствует на занятиях с психологом, а затем начинает общаться с ребенком.

► Этап формирования первичных учебных навыков

Логопед и психолог продолжают формировать у ребенка навыки взаимодействия со взрослыми, но уже в более формальных ситуациях. Его учат работать за столом, использовать разные материалы, выполнять задания. При этом учитываются интересы и предпочтения ребенка, каждое действие сопровождается эмоционально-смысловыми комментариями. Важно, чтобы на этом этапе ребенок научился выполнять простые просьбы, в том числе «дай» и «покажи». Без этого не получится, к примеру, познакомить малыша с названиями предметов на карточках.

► Этап обучения пониманию речи

Перед тем, как начать работать над речевыми навыками ребенка, логопед анализирует текущий уровень их развития. Специалист продумывает не только процесс обучения речи, но и процесс переноса каждого навыка в повседневную жизнь. Поэтому в первую очередь обучают тем словам, которые используются в жизни ежедневно. После знакомства с названиями предметов ребенок учится понимать названия простых движений, действий. Для этого используются картинки, фотографии, наглядные примеры.

► Этап обучения экспрессивной речи

Когда у ребенка появляются начальные навыки понимания речи, его можно обучать экспрессивной речи. Начинают работу с подражания звукам и артикуляционным движениям. Из отработанных звуков в дальнейшем формируют первые слова.

Если у ребенка есть нарушения в строении речевого аппарата, в том числе вторичные, возникшие из-за многолетнего молчания, стоит задействовать артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Логопед обучает ребенка использовать для выражения эмоций указательный жест, затем прибавлять к нему название нужного предмета, а потом и вовсе обходиться в просьбах без жестикуляции. Обязательно идет обучение словам, с помощью которых ребенок может попросить у окружающих помощь: «помоги», «дай», «открой/закрой» и т. д. Если степень аутистического расстройства очень сильная, речь ребенка сводится только к вокализациям, его учат выражать согласие или несогласие.

► Этап обучения чтению

Научить читать можно не всех детей с РАС. Все зависит от степени расстройства, индивидуальных особенностей характера, обучаемости. Если логопед видит, что ребенок способен овладеть этим навыком, можно вести работу по трем направлениям: осваивать аналитико-синтетическое (побуквенное), послоговое и глобальное чтение.

7 принципов логопедической работы с детьми с аутизмом:

  1. Логопедическая работа ведется последовательно и длительно.
  2. Программа коррекции речевых нарушений разрабатывается логопедом вместе с врачами, педагогами, психологами.
  3. Работу логопеда всегда предваряют направленное и спонтанное наблюдение за ребенком, анализ, беседы со специалистами и родителями.
  4. Занятия начинаются только после установления эмоционального контакта между ребенком и специалистом.
  5. Логопедическая коррекция ведется в кабинете, где нет отвлекающих предметов и объектов, создана безопасная развивающая среда.
  6. При составлении программы занятий и ее последующих изменениях всегда учитываются индивидуальные особенности ребенка.
  7. После закрепления каждого нового навыка и его переноса в повседневную жизнь сразу начинается новый этап обучения.

Где логопеду научиться работать с детьми с РАС?

Предлагаем пройти курсы повышения квалификации по программе «Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра». Обучение проводится дистанционно* и занимает всего 2 месяца. Для поступления нужно подтвердить ваш уровень базового образования – не ниже среднего профессионального.

На курсах вы узнаете, что такое расстройства аутического спектра, из-за чего они возникают, как они проявляются. Вы научитесь взаимодействовать с детьми с РАС, вести диагностику, коррекцию речевых нарушений. Главная особенность программы – ее максимальная практическая направленность. Большая часть учебного плана – это знакомство с конкретными методами и приемами логопедической работы на реальных примерах.

По окончании обучения вы получите удостоверение о повышении квалификации. Документ подтвердит ваши новые профессиональные компетенции в работе с детьми с РАС работодателю или клиентам, если вы ведете частную практику.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
Контакты

117556, город Москва, Черноморский бульвар, дом 4, корп. 3, помещение V, офис 1

8 (800) 707-52-87, 8 (495) 150-17-11

Карта сайта


наверх