8 (800) 707-52-87 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
  • Главная
  • Cтатьи
  • Работа логопеда с детьми с нарушениями слуха. Специфика, содержание, условия

Работа логопеда с детьми с нарушениями слуха. Специфика, содержание, условия

Врожденные или приобретенные недостатки слуха часто ведут к нарушениям речи, которые, в свою очередь, – к сложностям в адаптации, социализации и взаимодействии с окружающим миром. Но при условии своевременной коррекции речевого развития глухой, слабослышащий или позднооглохший  ребенок может научиться говорить, читать и писать. И для этого необходима системная специальная психолого – педагогическая поддержка всеми участниками коррекционно-образовательного сопровождения, в том числе и учителя-логопеда.

От чего зависит уровень речевого развития детей с нарушениями слуха?

Особенности проявления нарушений речи у глухих, слабослышащих или позднооглохших  детей зависят от ряда факторов:

  • Степень нарушения слуха. Чем серьезнее нарушение, тем сильнее отстает речевое развитие.
  • Время возникновения слухового недоразвития. Если ребенок родился глухим или потерял слух в доречевой период развития, то он, скорее всего, не усвоит речевые навыки и будет общаться посредством языка жестов. Если же слух потерян после 5-6 лет, то полностью речь обычно не исчезает. Однако у ребенка наблюдается значительное уменьшение словарного запаса, трудности в формировании и правильном использовании грамматических категорий, проблемы с произношением, интонацией, ударениями и т. д. Поэтому для адаптации таких детей к жизни в обществе крайне важна возможность получить квалифицированную логопедическую, сурдопедагогическую помощь.
  • Использование слуховых аппаратов. Они бывают носимыми (внешними) или вживляемыми в улитку внутреннего уха (кохлеарные импланты). Такие приборы значительно упрощают жизнь ребенка и позволяют ему на достаточном уровне пользоваться речью.

Какие речевые проблемы наблюдаются у детей с нарушениями слуха?

  •  несформированность звуковой стороны речи, умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи;
  •  сложности в слуховом контроле за собственным произнесением и оценивании качества воспроизводимых в собственной речи звуков;
  •  несформированность лексического запаса, грамматического строя речи и связной речи.
  •  недоразвитие словарного запаса, особенно в плане абстрактных понятий;
  •  несформированность психологических предпосылок к обучению, навыков и приемов самоконтроля;
  •  значительные трудности в формировании коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
  •  нет практических навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания и т.д.

У детей с нарушениями слуха часто наблюдаются сложности при овладении письмом и чтением, приводящие к несформированности полноценных учебных умений: анализа и оценки продуктивности собственной деятельности. Стойкие орфографические ошибки при списывании, письме по памяти и под диктовку. Например, они могут смешивать звуки в словах, путать «ь» и «ъ», не дописывать окончания, пропускать гласные и т. д. Возникают и проблемы с пониманием объяснения учителя, прочитанного текста.

Условия и форма организации работы с детьми с нарушениями слуха

Дети с незначительными нарушениями слуха (не распознают звуки до 50 Дб) могут посещать обычный детский сад, общеобразовательную школу и при необходимости ходить на занятия к логопеду в поликлинике, учебном заведении. Если проблемы более выраженные (не улавливают звуки от 50 до 70 дБ на расстоянии до 1 м), ребенку обычно требуется слуховой аппарат. Но он также может обучаться вместе со сверстниками без нарушения слуха.

Детям, у которых проблемы со слухом более серьезные, вплоть до полной глухоты (невозможности распознавать звуки от 80 Дб), даже при использовании слухового аппарата или после кохлеарной имплантации необходимо обучаться в коррекционных ДОО и школах по специальным методикам. Для них разрабатываются индивидуальные образовательные программы, а также программы речевого развития.

Как проводится логопедическая работа с детьми с нарушениями слуха и в чем ее особенности?

Коррекционно-образовательная программа учителя-логопеда ориентирована на обучение детей с нарушениями слуха и должна обеспечивать полную интеграцию их в условия общеобразовательной среды.

Занятия служат усилению внимания к речевой деятельности детей, усвоению полноценных речевых навыков в различных коммуникативных ситуациях, расширению и обогащению лексико-семантической и грамматической сторон речи, формирующих предпосылки для обучения языку и литературе.

Ежегодно, в начале и в конце учебного года, специалист проводит диагностику, чтобы установить текущий уровень речевого развития ребенка, выявить имеющиеся нарушения, результаты обследования оформляются в речевой карте.

На основе полученных данных составляется индивидуальный план логопедических занятий. Логопед активно взаимодействует с медицинскими работниками, педагогами и воспитателями, психологами, родителями.

Выделяют следующие направления работы логопеда с детьми с нарушениями слуха:

Формирование навыков произношения гласных и согласных звуков и развитие фонематического восприятия:

- постановка правильного произношения, понятного окружающим;

- обучение распознаванию звуков, слов в речевом потоке, различению интонации;

Развитие и обогащение лексического запаса и грамматического строя речи черезуточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

Формирование навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

Обучение чтению и развитие способности понимать прочитанное;

Профилактика и коррекция нарушений письма.

Индивидуальная программа речевого развития регулярно корректируется, изменяется, дополняется с учетом достигнутых результатов.

Запуск речи у неговорящих детей. Специфика организации и проведения логопедической работы
108 часов / 1.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
9 380 руб
6 250 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Технологии логопедического обследования детей с нарушениями речи. Формулировка логопедического заключения
144 часов / 2 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
7 560 руб
5 040 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы с обучающимися, имеющими нарушения речи и коммуникации, с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии
1340 часов / 13.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
79 100 руб
58 990 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Как должны взаимодействовать логопед и сурдопедагог?

Если логопед работает в первую очередь над развитием речи, то деятельность сурдопедагога более широкая. Этот специалист сосредоточен на воспитании и обучении детей с нарушениями слуха для их социальной адаптации и реабилитации. Цель сурдопедагога – развить слуховое восприятие в целом, то есть научить ребенка ориентироваться в окружающих нас неречевых звуках (различные шумы, музыка и т. д.).

Логопед наряду с общеобразовательными задачами, направленными на достижение личностных и метапредметных результатов, обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи детей, которая осуществляется разными путями, но ведет к единой цели – компенсировать в процессе обучения недостатки слуха у ребенка и создать у него готовность к овладению школьными навыками и умениями.

Часто логопеду приходится работать без поддержки сурдопедагога. В этом случае ему необходимо помимо стандартных методик развития речи также использовать различные методы и приемы для развития неречевого слуха. Познакомиться с ними можно на дистанционных* курсах для сурдопедагогов. Эти программы будут полезны и логопедам, которые работают в паре с сурдопедагогом, но хотят лучше понимать специфику обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.

Специальное (дефектологическое) образование по направлению «Работа с обучающимися с нарушениями слуха». Сурдопедагогика и сурдопсихология
620 часов / 5.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
19 080 руб
15 900 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Сурдопедагогика. Инклюзивное и специальное образование обучающихся с нарушениями слуха в условиях реализации ФГОС
144 часов / 1 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
4 190 руб
2 793 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Сурдопедагогика. Коррекционно-развивающее обучение детей с нарушениями слуха в условиях реализации ФГОС
340 часов / 3 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
16 692 руб
7 833 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Речь – основной инструмент взаимодействия человека с окружающими людьми. Поэтому для социальной адаптации и реабилитации людей с нарушениями слуха особенно важны занятия с логопедом. Не упускайте шанс научиться работать с глухими и слабослышащими детьми, ведь именно вы можете помочь им стать полноценными членами общества, реализоваться в профессиональном, личном, творческом плане.

*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
100% дистанционный формат
100% дистанционный формат
Подробнее
Учебные материалы доступны 24/7 в приложении на смартфоне и личном кабинете на компьютере.
Помощь в процессе обучения
Помощь в процессе обучения
Подробнее
Более 170+ экспертов-практиков всегда на связи в системе дистанционного обучения. Работает контакт-центр.
Регулярные онлайн-вебинары
Регулярные онлайн-вебинары
Подробнее
Онлайн-вебинары с экспертами каждый месяц. Вебинары в записи по тематике программы и другим направлениям.
Материалы программы доступны бессрочно
Материалы программы доступны бессрочно
Подробнее
В системе дистанционного обучения Вы получите бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения.
Скидки на обучение
Скидки на обучение
Подробнее
Скидка 5% на повторное обучение, возможность вернуть до 13%, оформив налоговый вычет. Рассрочка 0% на программы профессиональной переподготовки.
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Подробнее
На период обучения доступ к 130000+ книг и 16000+ дисциплин, энциклопедиям и книжным коллекциям электронной библиотеки biblioclub.ru.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.