Заявка на консультацию

Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.

Спасибо! Ваша заявка принята

Альтернативные системы и методики работы с дошкольниками. В чем их особенности и какие из них стоит освоить воспитателю?

01.10.2020

Главная задача воспитателя, согласно ФГОС — создавать условия для всестороннего становления личности дошкольника, эффективного обучения, развития инициативы и творческих способностей. Чтобы этого добиться, стоит присмотреться к альтернативным педагогическим методам работы с детьми. О них и пойдет речь в этой статье.

Системы воспитания, основанные на свободе и развитии личности

Тем, кто хочет поступить учиться на воспитателя детского сада, полезно знать об альтернативных системах воспитания и обучения, в основе которых лежит идея развития способностей, заложенных от природы. Задача воспитателя в таких системах — создать вокруг ребенка развивающую среду и дать ему максимум свободы для выбора занятия.

Вальдорфская педагогика: «Мир добр»

Вальдорфская система дает ребенку возможность познавать себя и развиваться без стрессов и любых оценок. Главное — обеспечить психологический комфорт и близость к природе. Ребенка окружают предметы простых форм, сделанные из натуральных материалов.

Большое внимание уделяется развитию человеческих качеств: гуманности, уважения, доверия, взаимовыручки. Считается, что в дошкольном возрасте для ребенка важнее эмоциональное развитие, а для интеллектуального он созревает позже.

Система

Плюсы Вальдорфской системы:

  • позволяет ребенку развиваться в своем темпе;
  • избавляет малыша от боязни ошибиться;
  • поощряет творческие способности;
  • помогает выявить склонности и таланты.

Минусы:

  • ребенка не учат читать и писать, в результате он идет в школу неподготовленным;
  • дети постоянно должны быть чем-то заняты и от этого часто устают;
  • потребности детей с высоким интеллектуальным потенциалом остаются неудовлетворенными.

Система Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому»

Цель системы Марии Монтессори — развивать у ребенка самостоятельность и самодисциплину, а задача воспитателя — помочь ему. Для этого вокруг ребенка создается особая развивающая среда, где абсолютно каждый предмет служит учебным пособием. Специальный сенсорный дидактический материал, разработанный Монтессори, развивает мелкую моторику и задействует различные органы чувств — осязание, зрение, обоняние, слух.

Плюсы системы Монтессори:

  • развитие наблюдательности и самостоятельности, важное для будущей личности;
  • помощь в развитии логики и аналитики;
  • поощрение активности и любознательности.

Минусы:

  • основное внимание уделяется интеллектуальным и практическим навыкам в ущерб творческим;
  • отсутствуют ролевые и подвижные игры;
  • воспитание в свободной среде может в дальнейшем затруднить адаптацию к правилам поведения в школе.

Педагогика сотрудничества: «Мы доплывем все вместе»

В этой системе ребенок считается равноправным и заинтересованным соратником и единомышленником. Опора не на репродуктивные методы, а на творческие, основанные на совместной деятельности малыша и педагога, группы детей. Воспитатель не дает готовых ответов, а стимулирует поиск. Главное — делать всё вместе: играть, работать, учиться.

Плюсы педагогики сотрудничества:

  • формирование самостоятельного мышления и умения добывать знания;
  • воспитание эмпатии, чуткости, эмоционального интеллекта;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • систематизация знаний и навыков поведения.

Минусы:

  • переоценка роли детского коллектива как универсального средства;
  • отрицание любого принуждения;
  • игнорирование разницы в развитии детей и скорости обучения.

Технология ТРИЗ: «Творчество во всем!»

ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». С ее помощью у дошкольников развивают гибкость и подвижность мышления, способность творчески подходить к решению задач. В результате рождается личность, которая не боится трудностей, умеет думать, анализировать и двигаться вперед.

В отличие от общепринятых методов обучения, ТРИЗ поощряет самостоятельный поиск ответов на задачи, нестандартные решения, а не воспроизведение готового алгоритма. В детском саду технология внедряется через игру, нетрадиционную творческую деятельность, комплексные занятия.

Главное достоинство ТРИЗ-технологии в том, что ее можно использовать не только как комплексную основу для образования, но и выборочно, в сочетании с другими приемами.

Методики обучения чтению и счету

В дошкольном возрасте важно увлечь ребенка, применяя игровые методы. Среди методик работы с детьми раннего возраста особенно популярны системы Гленна Домана и Николая Зайцева. Обе они требуют наличия специального методического материала.

Карточки Гленна Домана

Методика Гленна Домана была рассчитана в первую очередь на обучение детей с поражением нервной системы и отставанием в развитии. Позже ее адаптировали и для обучения здоровых детей.

В основе обучения и чтению, и счету лежат карточки с написанными словами (иногда дополненными соответствующими картинками) или определенным количеством точек. Карточки показывают ребенку несколько раз в день, четко проговаривая написанное слово или число. Система не предполагает изучения ни отдельных букв, ни звуков.

Плюсы методики Домана:

  • возможность обучать чтению и счету практически с рождения;
  • развитие феноменальной памяти.

Минусы:

  • необходимость изготовления или покупки большого количества карточек;
  • проблемы с грамотностью у школьников;
  • проблемы с узнаванием слов, написанных другим шрифтом.

Кубики и плакаты Николая Зайцева

Для обучения чтению по методу Н. Зайцева нужны кубики с написанными на них складами. Склад — это одна буква, пара из согласной и гласной, согласной и мягкого или твердого знака. Обучение чтению здесь ведется в ходе занимательной игры в кубики, как бы между делом. Кубики наполнены звучащими по-разному мелкими предметами — дополнительная помощь для запоминания складов.

Для обучения счету Зайцев разработал таблицы, где числа представлены квадратами. Карточки вывешиваются на доске и каждый день определенное количество квадратов закрашивается и рядом приписывается соответствующее число. Полные десятки остаются слева, а неполные справа. И так день за днем, пока ребенок не выучит числа до 99.

Плюсы методики Зайцева:

  • ребенок в игровой форме учится читать и считать, познает логику построения слов и чисел;
  • обучаться по этой системе можно с годовалого возраста;
  • кубики воздействуют на разные органы: зрение, слух, осязание, развивают мелкую моторику.

Минусы:

  • в дальнейшем дети с трудом осваивают состав слов, допускают ошибки в фонематическом разборе;
  • пособия стоят очень дорого.

Какие методики будут полезны воспитателю

Обязательно нужно освоить альтернативные системы обучения, если вы планируете работать в ДОО, в котором широко применяется какая-либо из них. В основном особые подходы практикуют частные детские сады и развивающие центры.

Однако использовать элементы таких методик можно и в обычном детском саду. Любой педагог, желающий разнообразить формы и способы проведения занятий и организации игр, может в каждой методике найти что-то полезное.

Чтобы получить необходимые знания и навыки, обращайтесь в АНО «НИИДПО». Здесь обучают дистанционно* по специальности воспитателя детского сада, и по программам повышения квалификации. Вы освоите традиционные и альтернативные методы дошкольного образования.

Учиться удаленно удобно: вам потребуется только компьютер с доступом в интернет, выезжать никуда не нужно. Все лекции, вебинары и общение с преподавателями ведется на специальной платформе, группы набираются ежемесячно. После окончания обучения и успешной сдачи итогового экзамена вы получите удостоверение о повышении квалификации установленного образца, которое примут и в частном, и в муниципальном детском саду.

Выбирайте удобное для обучения время, осваивайте новые методики дошкольного воспитания и образования и становитесь более квалифицированным и востребованным специалистом.

*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

  • Практикующий логопед первой квалификационной категории, разработчик и преподаватель дисциплин и модулей психолого-педагогической и коррекционной направленности, специалист в области дошкольной педагогики и детской психологии, член Профессиональной психотерапевтической лиги, член Регионального общественного объединения г. Тулы «Ассоциация независимых судебных экспертов», Председатель Тульской Региональной общественной организации «Объединение практических психологов и логопедов».

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
наверх