Логопед, который ведет частную практику, может принимать клиентов индивидуально или проводить групповые занятия. Какой же формат работы более эффективный? Давайте разберемся, а заодно узнаем, на какие программы дистанционного* повышения квалификации стоит обратить внимание частному специалисту.
Формы проведения логопедических занятий
Занятия у логопеда могут быть двух видов:
- Групповые. Такие занятия проводятся с большой группой, при этом все дети выполняют одни и те же задания, упражнения. Выделяют также подгрупповой формат логопедической работы. В этом случае занятия проводятся для небольшой группы детей со сходными нарушениями речи.
- Индивидуальные. Такие занятия проводятся с одним ребенком и позволяют максимально реализовать личностно-ориентированный подход к коррекции речевого нарушения. Индивидуальная работа направлена прежде всего на коррекцию произношения.
Групповые занятия | Плюсы |
|
Минусы |
| |
Индивидуальные занятия | Плюсы |
|
Минусы |
|
Кому подходит индивидуальный формат логопедических занятий?
Этот вариант работы с логопедом подходит детям старше 3,5 лет, которые могут эффективно контактировать с незнакомым взрослым человеком. Если ребенок младше, он будет пугаться, стесняться или вовсе отказываться от выполнения упражнений.
Индивидуальная коррекционная работа с логопедом эффективна для детей с дислалией, дизартрией, ринолалией. Эти речевые нарушения требуют использования методик, которые невозможно или сложно применять в группе, например, логопедический массаж, постановка звуков. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю и продолжаются от 15 до 30 минут в зависимости от возраста ребенка-дошкольника.
Когда логичнее использовать групповой формат работы?
В небольшой группе лучше работать с детьми до 3-4 лет. В этом возрасте малыши копируют поведение друг друга, легко вовлекаются в игры.
Групповая работа с логопедом подходит для коррекции задержек речевого развития, общего недоразвития речи, иногда алалии. При таких нарушениях нужно не только исправлять звукопроизношение, но и расширять словарный запас, отрабатывать грамматические конструкции (число, время и т. д.), учить детей правильному построению предложений. Все это хорошо делать в группе с помощью дидактических игр, разыгрывания сценок, логопедической ритмики.
Также групповые занятия с логопедом подходят детям с заиканием. Это нарушение зачастую имеет не только речевые, но и психологические причины. Например, ребенок может бояться заговорить с незнакомым человеком. Поэтому терапия заикания обязательно включает общение с группой, выступления перед аудиторией, заучивание и разыгрывание сценок и диалогов.
Так какой же формат работы выбрать для частной практики логопеду?
Более эффективным считается индивидуальный маршрут занятий с логопедом, который учитывает особенности конкретного ребенка. Но некоторые речевые нарушения успешно корректируются и в группах. Поэтому частному логопеду правильнее всего сочетать индивидуальные и групповые формы работы.
Программа по теме:
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.