Заявка на консультацию

Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.

Спасибо! Ваша заявка принята

Как воспитателю научиться работать с родителями: правила, рекомендации, разбор типичных ситуаций

30.09.2020

Самой большой сложностью в своей работе многие воспитатели называют взаимодействие с родителями. Как найти с ними контакт? Какие формы для общения использовать? Как правильно реагировать на претензии и просьбы родителей и выходить из трудных ситуаций? И наконец, где можно выучиться на воспитателя, который умеет общаться с родителями? Узнаете, прочитав статью.

Основные формы работы воспитателя с родителями

Задача воспитателя ДОО — заинтересовать родителей жизнью детского сада и создать условия для передачи им знаний в области воспитания и образования, социализации и укрепления здоровья ребенка. Педагог должен использовать любую возможность для общения с родителями, донесения своих рекомендаций и требований.

В большинстве случаев воспитатель видит родителей каждый день и необязательно ждать родительского собрания, чтобы решить назревшие проблемы. Разберем, какие формы и принципы работы с родителями может использовать воспитатель.

Оформление родительского уголка

Родительский уголок есть в каждом детском саду. В раздевалке вешают стенд с информацией о режиме дня, меню, объявлениями. Но его возможности гораздо шире. Родительский уголок можно использовать для психолого-педагогического просвещения родителей, которые всегда торопятся и не располагают временем на разговоры с воспитателями.

Иллюстрации должны привлекать внимание: быть яркими, наглядными, динамичными, а текст максимально кратким, чтобы мамы и папы успевали изучить его, пока ребенок одевается или раздевается. Подумайте, какие темы будут интересны родителям, например: как приучить ребенка к зарядке, культура поведения, безопасность ребенка дома, что должен уметь будущий первоклассник.

Материалы должны соответствовать не только возрасту детей, но и сезону, региональным особенностям. Менять их желательно не реже чем раз в две недели.

Индивидуальные консультации

Найдите время лично пообщаться с родителями каждого ребенка, хотя бы раз в месяц. Есть родители, которые сами становятся инициаторами разговоров, живо интересуются всем, что происходит в детском саду, а есть те, которые ограничиваются приветствием и прощанием. Последних просите задержаться, чтобы поговорить. Спросите, есть ли вопросы о воспитании и развитии ребенка, постарайтесь максимально подробно на них ответить.

Анкетирование

Опросы — хороший способ узнать побольше об особенностях характера ребенка, о его семье. С помощью анкетирования можно собрать пожелания родителей, вскрыть назревающие проблемы в группе и не довести их до конфликта. Задавая родителям вопросы по психологии и развитию детей, можно выявить пробелы в знаниях и, учитывая их, разработать методические материалы, которые затем используются для оформления родительского уголка и для проведения родительских собраний.

Совместные мероприятия

Проведение совместных праздников и конкурсов благоприятно влияет на микроклимат в группе. Родители активнее участвуют в делах детского сада, с большей готовностью прислушиваются к советам воспитателя и в целом связь «ребенок — воспитатель — родитель» становится более прочной.

В детских садах часто устраивают конкурсы поделок. Понятно, что в основном в этом конкурсе участвуют не дети, а родители. Так сделайте на этом акцент, поощряйте совместное творчество, устройте выставку работ. Проводите игры, концерты или спортивные соревнования среди семей. Не забудьте о наградах — родители точно так же ждут поощрения и оценки своих усилий, как и их дети.

Оформление выставок

Родителям интересно, чем дети занимаются в детском саду, чему научились. Устраивайте выставки рисунков, поделок и других результатов детского труда. Пусть родители видят, что делают их дети.

Родительские собрания

Главная цель родительских собраний — обмен информацией между воспитателем и родителями, повышение педагогической культуры родителей и их интереса к жизни детского сада. Поощряйте активность, используя нетрадиционные формы проведения родительских собраний: дискуссии, обмен опытом, конференции.

Не превращайте родительские собрания в скандалы. Никогда не говорите ничего плохого о детях в присутствии других людей — только с глазу на глаз. Если вам нужно совместно разобрать какую-то неприятную ситуацию, обсуждайте, не называя имен. Не поучайте родителей — у некоторых из них может быть гораздо больший опыт воспитания детей, чем у вас. Разговаривайте уважительно, поддерживайте дружескую атмосферу.

Разбор типичных ситуаций в работе воспитателя с родителями

Как бы хорошо вы ни выполняли свои обязанности, могут найтись родители, которые будут вами недовольны. С какими жалобами обращаются родители чаще всего и как на них реагировать?

Вы мало времени уделяете моему ребенку

Спокойно скажите, что у родителей ребенок один или два-три, а в группе их 20 и больше. Поэтому уделить каждому ребенку столько же внимания, сколько родители, вы при всем желании не можете. Чтобы родители все же видели, что вы уделяете время ребенку, почаще рассказывайте об его успехах. Даже короткая фраза «Катя сегодня сама застегнула

Моему ребенку не даете стихи и роли

Если это действительно так, постарайтесь, чтобы каждому ребенку на каждом празднике досталась хотя бы пара строчек. Даже если вам кажется, что ребенок плохо говорит и стесняется выступать на публике, помогите ему преодолеть стеснение. Не торопите его и не позволяйте другим детям его высмеивать.

Вы не следите за детьми — они грязные (лохматые, исцарапанные, кусаются и т. д.)

Объясните, что дети пока еще учатся жить в коллективе, общаться, ходить, есть. Они играют, а игра — это способ познания мира. Детей нельзя заставить весь день сидеть на месте. Поэтому пятна на одежде, небольшие царапины и синяки — это рядовые явления, на которые родители не должны обращать слишком много внимания. А укусы — обычный стиль общения для детей, которые пока еще не умеют выражать свои мысли словами. Попросите их надевать на ребенка одежду, которая легко стирается и которую не жалко испачкать.

Почему вы складываете грязное и мокрое белье в кабинку, а не стираете его?

Скажите, что в должностные обязанности воспитателя или младшего воспитателя стирка белья не входит. Вы не можете оставлять группу без присмотра. Попросите родителей приносить больше сменной одежды, если ребенок пока еще не освоил навыки гигиены.

С детьми мало занимаются, их ничему не учат

Поясните, что в каждой группе есть расписание занятий, составленное в соответствии со ФГОС ДО. Их количество и продолжительность зависит от возраста, и изменять их по своему усмотрению вы не имеете права.

Демонстрируйте результаты детского труда, рассказывайте, чему дети научились. Посоветуйте родителям также уделять время развитию ребенка, читать, заниматься дома. Занятий в детском саду недостаточно, чтобы ребенок в полной мере овладел нужными знаниями и навыками.

Ребенок принес в группу дорогую игрушку, и ее сломали

Отвечайте, что воспитатели не несут ответственности за принесенные в детский сад игрушки. Если родители не хотят, чтобы их сломали или они потерялись, пусть оставляют игрушки дома. Игрушек в группе хватает для всех.

Есть и такие замечания, к которым воспитатель обязан прислушаться. Они касаются соблюдения обязанностей, возложенных на воспитателя: претензии по режиму дня, стилю общения с ребенком, обеспечению безопасности.

Будьте доброжелательны, открыты, готовы к сотрудничеству и взаимодействию. Даже на необоснованные жалобы отвечайте максимально корректно, спокойно.

Как воспитателю научиться работать с родителями

Поступить учиться на воспитателя детского сада и окончить институт или колледж бывает недостаточно для того, чтобы успешно работать в ДОО. Много вопросов вызывает сотрудничество с родителями. Поэтому мы в АНО «НИИДПО» разработали дистанционные* курсы по организации процесса работы с родителями. Вы научитесь разрабатывать рекомендации для родителей о развитии речи ребенка, адаптации к детскому саду, подготовке к школе. Вы узнаете, как составлять планы работ с родителями по разным формам, урегулировать конфликты. Кроме того, научитесь использовать в работе с родителями компьютерные технологии.

Обучение полностью дистанционное*: все лекции, вебинары, тестирование, практические задания с проверкой и общение с преподавателями и другими Слушателями ведется онлайн. По окончании курса и после успешной сдачи итогового экзамена вы получаете удостоверение о повышении квалификации — лично или по почте.

Если вы еще не получили диплом воспитателя и хотите заочно выучиться на воспитателя детского сада, обратите внимание на наши дистанционные* программы профессиональной переподготовки.

1080 часов (8 мес.)

Квалификация: Воспитатель детей дошкольного возраста

Дисциплины: Общепрофессиональные, специальные и дополнительной подготовки

Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов

23700 руб. 14281 руб.
Подробнее о курсе

620 часов (5 мес.)

Квалификация: Воспитатель детей дошкольного возраста

Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные

Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов

17400 руб. 8647 руб.
Подробнее о курсе

*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных* образовательных технологий.

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
наверх