Заявка на консультацию

Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.

Спасибо! Ваша заявка принята

Виды детских садов: чем они отличаются друг от друга и какой вариант больше подходит вам?

23.09.2020

Детские сады в России делятся на три вида — государственные, частные и специализированные. У каждого из них свои особенности.

Мы расскажем о профессиональных и личностных качествах педагогов ДОУ, которые нужны для трудоустройства, о различиях в условиях работы в детских садах разных видов, о том, какие требования предъявляются к образованию воспитателей. Это поможет вам в выборе подходящего места работы.

Условия и храктер работы воспитателей в разных детских садах

Обязанности в целом одни и те же: составление планов, работа с документацией, защита здоровья и жизни детей, организация утреннего приема, сна, питания, прогулок и занятий, взаимодействие с родителями или опекунами и пр. Различия если и есть, то незначительные: в специализированных детсадах нужно работать совместно с дефектологами, а в частных в должностную инструкцию могут включить проведение дополнительных занятий (например, обучение английскому), подготовку видео- или фотоотчетов для руководства и родителей.

Основные различия в работе воспитателей в ДОО разных видов связаны с условиями. Рассмотрим детальнее.

Для работы в государственных и специализированных детсадах обязательна аттестация: в первый раз специалист ее проходит через 2 года после старта карьеры, затем каждые 5 лет. Руководство частных детсадов не всегда требует проходить аттестацию.

Второй важный момент — число детей в группе. В п. 1.11. и 1.12. СанПиН 2.4.1.3049-13 даны ограничения, которые касаются специализированных детсадов и инклюзивных групп:

  • В группах компенсирующей направленности (только для детей с ограничениями здоровья) должно быть не более 10 детей, если воспитанники младше 3 лет, и не более 15 — если они старше 3 лет. Для групп, где работают с детьми с нарушениями зрения, ограничения строже: не более 6 — в младших группах (до 3 лет) и не более 10 — в средних и старших (от 3 лет).
  • В группах комбинированной направленности (где здоровые ребята находятся вместе с детьми с ОВЗ) должно быть не более 15 детей (из них не более 4 с нарушениями зрения, слуха, речи, с умственной отсталостью легкой степени) или не более 17 (из них не более 5 с задержкой психического развития).

В государственных ДОО в группе может быть и 20, и даже 30-35 детей. В частных детсадах в одной группе обычно не более 10-15 воспитанников — впрочем, бывают и исключения.

Уровень зарплаты зависит от региона, условий в конкретном детском саду, квалификационной категории воспитателя и других нюансов. Но если брать ситуацию в целом, самая высокая зарплата обычно в частных детсадах, средняя — в специализированных, самая низкая — в государственных.

Еще один момент — длительность отпуска. Воспитателям, которые работают в специализированных детсадах, положен ежегодный отпуск длительностью 56 дней, в обычных ДОО — 42 дня. В частных детских садах часто предоставляют стандартный отпуск 28 дней.

И рассмотрим другие плюсы и минусы. В специализированных и частных детсадах, в отличие от государственных:

  • мягче требования к соблюдению режима дня;
  • более тесный контакт с детьми, легче уделять внимание каждому, поскольку наполняемость групп небольшая;
  • меньше обязательных мероприятий;
  • меньший объем бумажной работы.

В государственных детсадах:

  • более динамичная и сложная работа (поскольку детей в группе обычно больше);
  • возможна работа в комбинированных группах (с детьми с ОВЗ);
  • обязательно строгое соблюдение образовательной программы.

При этом молодому специалисту легче устроиться в государственный детский сад — требования ниже.

Разберем этот вопрос детальнее.

Требования к специалистам: образование, опыт, важные качества воспитателя

В государственные ДОО часто принимают людей без опыта, без первой или высшей квалификационной категории. Это хороший вариант для молодого специалиста. Для трудоустройства достаточно окончить колледж или техникум по специальности «воспитатель», либо получить среднее профессиональное образование по любому профилю и пройти программу профпереподготовки. У нас в АНО «НИИДПО» это можно сделать дистанционно*. После успешной сдачи итоговой аттестации вы получите диплом установленного образца — его примут при трудоустройстве.

Для работы в специализированном ДОО пригодится особое образование. Это не обязательное требование, но большой плюс, который поможет не только в трудоустройстве, но и в дальнейшей работе.

Если у вас уже есть среднее профессиональное или высшее образование, вам подойдет программа профпереподготовки на дошкольного педагога-дефектолога.

620 часов (5.5 мес.)

Квалификация: Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии

Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные

Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов

22800 руб. 13367 руб.
Подробнее о курсе

Пройдя ее, вы узнаете, как правильно общаться с детьми с ОВЗ, как обеспечить им максимально комфортную адаптацию в ДОО, подготовить их к дальнейшему обучению в школе.

Воспитателям, которые хотят расширить компетенции и перейти на работу в специализированный детсад или инклюзивную группу, больше подойдут курсы повышения квалификации:

В частные детские сады часто берут специалистов с опытом, с первой или высшей квалификационной категорией. Плюсом будет знание приемов и методик, которые применяют в конкретном ДОО: например, знание педагогики Монтессори.

Особых различий в требованиях к личностным и профессиональным качествам педагогов ДОУ нет — один и тот же специалист может работать в детских садах всех трех видов. Классические требования: наблюдательность, тактичность, любовь к детям, умение находить общий язык с дошкольниками и их родителями, ответственность, способность быстро принимать решения и действовать, объективность. Но есть важный момент. Если вы планируете работать в специализированном детском саду, желательно, чтобы вы были устойчивы к стрессу, терпеливы, могли спокойно раз за разом повторять одно и, то же и обладали педагогическим оптимизмом — верили в способности ребенка, даже если он значительно отстает в развитии от сверстников.

Какое место работы подойдет вам больше? Выбирайте — а за знаниями приходите к нам!

*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

  • Преподаватель педагогических дисциплин, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, специалист в области работы с детьми с ОВЗ, обладатель благодарственных писем городского и областного уровня.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
наверх