Заявка на консультацию

Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.

Спасибо! Ваша заявка принята

Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников. Как обеспечить безопасность детей в ДОО?

17.09.2020

Каждый год сотни детей в России выпадают из окон и получают травмы в результате ДТП. Маленькие дети могут попробовать на вкус бытовую химию, сунуть гвоздь в розетку или уйти с игровой площадки с незнакомым человеком, если этого никто не заметит. Разумеется, родители и воспитатели приглядывают за малышами, но, к сожалению, этого недостаточно — очень важно заниматься формированием безопасного поведения дошкольников и обучать детей такому поведению каждый день.

Мы расскажем, как обучать детей правилам поведения и как защищать их жизнь и здоровье в стенах ДОО.

Основы формирования культуры безопасного поведения у дошкольников

Уже к 5-6 годам ребенок должен:

  • знать наизусть имена, отчества и фамилии своих родителей и номер телефона хотя бы одного из них;
  • знать суть понятий опасно/безопасно и отличать опасные ситуации, предметы и пр. от безопасных;
  • помнить и строго соблюдать базовые правила безопасности в помещении и на улице: не залезать на подоконник, если окна открыты, не играть с огнем и розетками, не трогать опасную бытовую химию, не открывать двери незнакомцам, не прикасаться к горячим предметам и пр.;
  • знать базовые правила дорожного движения и знаки ПДД;
  • понимать правила поведения в разных погодных условиях (в жару, в дождь, в мороз).

Всему этому воспитатель обучает детей наравне с родителями. Нужно помочь дошкольникам усвоить алгоритм действий: распознать опасность, избежать ее, ликвидировать последствия.

В программу формирования знаний и навыков безопасного поведения вы можете включить:

  • Обучение по картинкам. Дети рассматривают картинки с опасными и безопасными ситуациями, рассуждают и делают выводы о правильном и неправильном поведении.
  • Игровое обучение. Можно разыграть сценку с использованием игрушек: попросите детей показать, как кукла должна перейти через «дорогу», по которой едут машинки, как мишка должен вести себя на кухне (возьмите пластиковые кастрюли, плиту, чайник) и пр.
  • Знакомство со сказками, стихами, рассказами: например, «Кошкин дом».
  • Моделирование ситуаций. Предложите разные случаи: в садике начался пожар, ребенок с мамой пошел в магазин и потерялся, малыш один дома, а кто-то стучит в дверь и пр. Попросите ребят рассказать, как они поступили бы в этих случаях. Разберите каждую ситуацию вместе с ними.
  • Соревнование. Кто быстрее всех назовет огнеопасные предметы? Кто правильно выберет картинки с ядовитыми грибами и ягодами? Кто сумеет назвать все дорожные знаки (пешеходный переход, подземный переход и пр.)?
  • Конкурс рисунков на тему безопасности.
  • Беседы с пожарными, полицейскими, врачами. Специалистов очень важно подготовить к общению с детьми, составить план мероприятия и всё заранее обсудить.
  • Викторины. Можно разделить детей на группы, победителей викторины наградить призами.
  • Совместный просмотр мультфильмов (по возможности). Пример — сборник обучающих мультфильмов «Азбука безопасности» («Смешарики»).

Формируя программу обучения, обязательно включайте в нее сезонные темы: например, безопасность на улице в гололед или в жару. Обязательно рассказывайте об изменениях погоды, которые происходят прямо сейчас, и объясняйте, как правильно себя вести на улице.

Подробно эту тему рассматривают на программах профпереподготовки, где Слушатели учатся на воспитателя ДОУ. Во время учебы будущие специалисты разбирают набор приемов, технологий и методик работы с дошкольниками по этому направлению. Но помните, что родителей не готовят так же, как педагогов. Раздавайте родителям/опекунам воспитанников памятки, проводите собрания, рассказывайте, как защитить ребенка от бытовых опасностей и научить его безопасному поведению дома, в магазине, в клинике, на улице. Пусть обучение ребят ведется постоянно — и в ДОО, и дома.

Что воспитателю нужно знать о правилах обеспечения безопасности детей в детском саду?

Педагог несет ответственность за жизнь и здоровье детей, пока они находятся в ДОО. Обучать их безопасному поведению необходимо, но не рассчитывайте на то, что каждый ребенок быстро усвоит правила и не допустит ошибок. Будьте готовы вмешаться и защитить ребенка в любой момент.

В ДОО должно быть безопасно. Обязательные требования: строгий пропускной режим, присутствие охраны, регулярная проверка состояния помещений (все ли в порядке с проводкой, нет ли сквозняков, чистая ли вода в бассейне, работает ли пожарная сигнализация и пр.), постоянный мониторинг температуры воздуха, проверка всех новых игрушек и контроль качества продуктов. Если этого нет — требуйте, чтобы администрация ДОО устранила нарушения. Вы имеете на это право. При необходимости можно обратиться за поддержкой к родителям.

Вы должны точно знать, как действовать в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни детей. Чему нужно обучаться воспитателям:

  • Правильному поведению при пожаре. Важно знать, как собрать детей вместе и быстро вывести их на улицу, где расположены запасные выходы и пр. Проведите учебную тревогу несколько раз, чтобы дети четко усвоили, как нужно действовать.
  • Оказанию первой помощи. Рекомендуем вам пройти программу повышения квалификации по этой теме: вас обучат правильным действиям при интоксикации, утоплении, острой аллергической реакции, кровотечении, травме и пр:
  • Наблюдению за ребятами на прогулке. Пересчитывайте детей и до выхода из группы, и на площадке возле ДОО. Следите за детьми, не позволяйте никому отходить далеко от здания. Смотрите, чтобы никто из посторонних не заходил на площадку. В жару следите, чтобы дети не находились долго на солнце, при первых признаках теплового удара уведите ребенка в прохладное место.

Важно следить, чтобы дети мыли руки перед едой, ничего не добавляли в тарелки. Предельно внимательным нужно быть при посещении бассейна — следить за детьми непрерывно, не отвлекайтесь ни на секунду, привлекайте младшего воспитателя в помощники. Приглядывать за детьми нужно также во время игр и занятий: пластилин, ножницы, клей и даже игрушки могут быть опасны, если использовать их неправильно.

Наконец, научите детей приглядывать друг за другом. В старшей группе это сделать особенно легко: дети 5-6 лет активно интересуются правилами поведения и с удовольствием следят за их выполнением.

Новичкам всё это кажется очень сложным, но не бойтесь — с опытом приходит уверенность в себе, спокойствие и понимание, что нужно делать.

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

  • Преподаватель педагогических дисциплин, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, специалист школьной службы медиации, обладатель Почетных грамот и благодарственных писем городского и областного уровня.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
Контакты

117556, город Москва, Черноморский бульвар, дом 4, корп. 3, помещение V, офис 1

8 (800) 707-52-87, 8 (495) 150-17-11

Карта сайта


наверх