Как оценивают профессиональные качества воспитателя и почему развивать их — в интересах педагога?

10.09.2020
Как оценивают профессиональные качества воспитателя и почему развивать их — в интересах педагога?

В отличие от личностных качеств воспитателя, профессиональные можно развить — мы затрагивали эту тему в статье о формировании педагогического мастерстваЧто это за качества, какой нормативный документ их определяет, какое отношение они имеют к квалификационной категории специалиста и размеру его зарплаты? Давайте разберемся.

Какими профессиональными качествами должны обладать педагоги-воспитатели детского сада?

Единого списка, которого придерживаются все ДОО, не существует. Но есть негласные правила и требования профессионального стандарта педагога. Исходя из них, воспитатель должен быть:

  • Справедливым и объективным во всем, начиная от оценки способностей и навыков каждого ребенка и заканчивая разбором конфликтов между детьми.
  • Самостоятельным. В повседневной работе воспитатель должен принимать решения сам, понимая, что несет за них ответственность. Если вы только начинаете работать, не беспокойтесь — легкость в принятии решений придет с опытом.
  • Инициативным. Согласно профстандарту, воспитатель должен уметь разрабатывать и осваивать новые педагогические технологии, пробовать разные подходы к обучению и воспитанию детей. Очень важно не останавливаться только на одной проверенной методике, а искать, развивать, совершенствовать новые подходы.
  • Компетентным. Профессиональная компетентность воспитателя включает в себя владение педагогическими технологиями (здоровьесберегающими, информационно-коммуникативными, игровыми и пр.) и умение их применять, культуру (внешний вид, манеры, речь), способность работать в соответствии с правилами и нормами, умение решать профессиональные задачи.
  • Толерантным. Среди ваших воспитанников могут оказаться ребята с особенностями развития, дети из неблагополучных семей, иностранцы и пр. Нельзя вешать на них ярлыки — дети тонко чувствуют негативное или «особое» отношение.
  • Дисциплинированным. Нельзя опаздывать на работу, уклоняться от своих прямых обязанностей, срывать сроки подготовки планов. Кроме того, важно быть аккуратным при работе с документами.
  • Склонным к постоянному саморазвитию.

И, конечно, важно уважение к коллегам, детям и их родителям.

Как оценивают профессиональные качества педагога дошкольного образования при трудоустройстве

Вариантов несколько.

Первый — анкетирование. Примеры вопросов, позволяющих оценить профессиональные качества (их можно оставить открытыми или дать варианты ответов):

  • Дети заняты игрой, у вас есть свободная минута. Чем вы займетесь?
  • Как вы считаете, зачем педагогу проходить курсы повышения квалификации?
  • Что больше всего вам нравится в вашей работе?
  • Как вы ведете себя в кризисной ситуации?
  • Как вы отреагируете, если вам предложат повышение в должности?
  • Как нужно себя вести с ребенком, который впервые пришел в детский сад?

Второй — беседа. Например, кандидата можно спросить, какими педагогическими методами и технологиями он владеет и сразу проверить уровень знаний дополнительными вопросами. Также можно уточнить, с каким сложностями в работе он сталкивался прежде и как их решал, какие отношения с родителями, воспитанниками и руководством были на прошлом месте работы и пр.

Третий — решение кейс-задач. Для оценки профессиональных качеств воспитателю ДОУ предлагают несколько проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в течение рабочего дня, и просят рассказать, как лучше действовать в каждой из них. Варианты задач:

  • Один ребенок отобрал у другого игрушку и отказывается возвращать. Как вы поступите?
  • Родители недовольны, что их ребенку дали слишком маленькую роль на утреннике, но вы точно знаете, что малыш боится выступлений и сам хочет как можно меньше принимать в них участие. Как вы будете действовать?
  • Во время прогулки один из детей упал, ударился и испачкал одежду. Прогулка, согласно распорядку, должна длиться еще 15 минут. Что вы будете делать?
Как оценивают профессиональные качества воспитателя и почему развивать их — в интересах педагога?

Четвертый — оценка собственных профессиональных качеств. Например, воспитателю могут предложить ряд утверждений (возможные варианты: «В работе я опираюсь на свое мнение и опыт», «Я всегда веду занятия по заранее составленному плану» или «Я умею сдерживать негативные эмоции в присутствии детей»). Нужно оценить эти утверждения по шкале от «всегда» до «никогда».

Помните, что от ваших ответов зависит, примут вас на работу или нет. Специалистов без опыта это тоже касается — но их качества оценивают мягче и, если есть сомнения, могут предложить испытательный срок. Если у вас есть пробелы в знаниях, закройте их до собеседований, и тогда шансы на трудоустройство резко вырастут (и, конечно, новые знания очень пригодятся в работе). Можно пройти короткое обучение и понять, как:

  •  Оказывать первую помощь детям и защищать их здоровье и жизнь.


  • Выстраивать взаимоотношения с родителями воспитанников, предотвращать и разрешать конфликты.
  • Использовать методы игровой деятельности, в том числе во время прогулки с детьми.
  • Планировать образовательную деятельность, составлять и реализовывать годовые планы.
 

И это лишь малая часть возможностей. Подумайте, в каких сферах вам не хватает знаний и навыков, и посмотрите программы повышения квалификации — надеемся, вы найдете среди них именно то, что вам нужно.

Обучение у нас в АНО «НИИДПО» дистанционное*. Успешно сдав тесты по всем дисциплинам и пройдя итоговое испытание, вы получите удостоверение о повышении квалификации от института с государственной лицензией — этот документ примут и при трудоустройстве (как дополнительный плюс) и при аттестации (в частности, он учитывается, когда комиссия принимает решение о повышении квалификационной категории педагога). Читайте подробнее о процессе поступления и обучения.

Оценка профессиональных способностей и качеств воспитателя на аттестации

Комиссия учитывает:

  • Достижения детей в разных сферах — в творчестве, обучении и пр. Оценивается прогресс ребят в межаттестационный период. Если прогресс налицо — значит, педагог правильно подбирает методики, приемы и технологии, умеет находить особый подход к каждому ребенку. Именно поэтому готовиться к аттестации нужно задолго до ее начала.
  • Самообразование, прохождение курсов повышения квалификации, участие в методической деятельности, готовность делиться опытом.
  • Отзывы руководства ДОО и родителей воспитанников.
  • Качество и своевременность ведения рабочей документации.
  • Собственные разработки в педагогической сфере, наличие статей, эссе, исследовательских работ, авторских методик и программ.

Высокая оценка профессиональных качеств в ваших интересах. Во-первых, она поможет повысить квалификационную категорию при прохождении аттестации, а это даст возможность для повышения в должности и роста зарплаты. Во-вторых, вам будет легче устроиться на работу — квалифицированный, умелый педагог нужен во многих ДОО. В-третьих, благодаря ей вы сможете устроиться в престижный детский сад на должность с высоким окладом и прекрасными условиями. Если всё это важно для вас — развивайте свои профессиональные качества!

* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Подберем программу для Вас!

Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
Контакты

117556, город Москва, Черноморский бульвар, дом 4, корп. 3, помещение V, офис 1

8 (800) 707-52-87, 8 (495) 150-17-11

Карта сайта


наверх