В чем разница между обязанностями воспитателя в ясельной, младшей, средней, старшей, подготовительной группе? Нужно ли позволять детям брать с собой игрушки в детсад? Как помочь малышу адаптироваться в детском саду? Какие особенности детей разных возрастов нужно учитывать воспитателю?
Давайте разберемся.
Работа воспитателя в ясельной группе
Возраст детей — 2-3 года.
В список обязанностей воспитателя в ясельной группе детского сада, помимо общих (их мы разбирали в подробной статье о профессии) может входить помощь в докармливании малышей, обучение простейшим физическим упражнениям и организация мероприятий по укреплению здоровья (совместно с медсестрой или врачом).
Одна из самых важных и вместе с тем трудных задач на этом этапе — помощь в адаптации и социализации. Все дети, которые попадают в ясельную группу — новички в детском саду, поэтому период адаптации проходит каждый из них. Сложность в том, что дети раннего возраста обычно очень сильно привязаны к маме и вместе с тем не нуждаются в общении со сверстниками. Они тяжело привыкают к новым социальным условиям, их пугает непривычная обстановка, незнакомые дети и взрослые. Некоторые малыши с трудом переживают даже кратковременную разлуку с мамой: они капризничают, плачут, кричат, игнорируют попытки воспитателя увлечь их игрой, потешками и пр.
Средний срок адаптации ребенка в ясельной группе — 7-10 дней. Но всё индивидуально: у некоторых детей он длится до 1,5 месяца, и есть даже малыши, которые не привыкают к детскому саду совсем — об этом мы рассказывали в статье об адаптации и социализации.
Чтобы этот период прошел гладко и не привел к негативным последствиям (неврозы, снижение иммунитета из-за стрессов и пр.):
- Попросите родителей или опекунов позаботиться о том, чтобы ребенок хорошо высыпался. Недостаток сна усиливает стресс и может стать причиной истерики, плаксивости.
- По возможности попросите ввести дома такой же распорядок, как в детском саду, за 1-1,5 месяца до прихода ребенка в ясельную группу.
- Позвольте маме малыша в первое время ненадолго оставаться в группе.
- Если у ребенка есть любимая игрушка, разрешите брать ее с собой — «кусочек дома» будет его успокаивать. Но эту меру можно использовать только во время адаптации — домашние игрушки часто становятся поводом для ссор и конфликтов между детьми, а иногда даже объектом шантажа («я дам тебе свою игрушку, если ты...»).
- Любое ваше общение с ребенком должно сопровождаться улыбкой, проявлением заботы. Все прикосновения должны быть нежными, интонации — ласковыми.
- Во время утреннего приема всегда будьте приветливы, общайтесь не только с родителями, но и с ребенком, даже если он не реагирует на ваши слова и жмется к маме. Можно включить веселую детскую песенку — это поднимает настроение, снижает стресс.
Работа в ясельной группе требует от воспитателя огромного терпения, способности добиться доверия малыша и расположить его к себе. Важно постоянно быть в контакте с семьей ребенка — в одиночку вы не добьетесь результата.
Особенности работы в младшей группе детсада
Возраст детей — 3-4 года.
Особенность малышей этого возраста — яркая эмоциональность и непосредственность в восприятии окружающего мира. Ребенок замечает только то, что привлекло его внимание, и быстро отвлекается, если предмет или занятие его не заинтересовало. Новые действия у детей 3-4 лет формируются долго и разрушаются легко, поэтому малышей нужно обучать снова и снова. Отсюда и специфика выполнения обязанностей воспитателя детского сада в младшей группе:
- Ваша речь должна быть яркой, с четко выраженными эмоциональными интонациями.
- Занятия нужно проводить в игровой форме. Они должны длиться не более 10 минут. Обязательно включайте в них физкультминутки.
- При организации занятий предусмотрите работу с подгруппами по 5-7 человек.
- Проводите одни и те же тематические занятия в разных формах, добавляйте новые задания.
- Во время утреннего приема поприветствуйте ребенка с улыбкой, скажите, что вы ждали его прихода. Убедитесь, что ребенок ничего не забыл (малыши в этом возрасте бывают рассеянными, забывают вещи в раздевалке и пр.). Мягко напоминайте детям, что нужно здороваться со взрослыми и ребятами.
Если ребенка не отдали в детский сад до 2,5 лет, порекомендуйте родителям подождать, пока ему не исполнится 3,5. Крайне нежелательно, чтобы кризис трех лет накладывался на период адаптации в детском саду.
Работа с детьми в средней группе детского сада
Возраст детей — 4-5 лет.
Дети 4-5 лет активны, они уже обладают базовыми навыками самообслуживания. В список обязанностей воспитателя-педагога детского сада в средней группе входит помощь в развитии самостоятельности: детей нужно учить исследованию мира, простейшему анализу, сравнению, наблюдению. Важнейшее правило на этом этапе — не делать за ребенка то, что он в состоянии выполнить самостоятельно. Только помните, что знания, умения и возможности детей различаются.
В общении воспитателя и ребенка происходят серьезные перемены. Дети уже охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах, выполняют просьбы. При этом они стремятся к интеллектуальному общению и постоянно задают вопросы «зачем?», «почему?», «для чего?». Дети в этом возрасте могут заинтересоваться чем угодно — почему не падает самолет, почему волосы у мамы черные, а не синие, зачем пользоваться ложкой и вилкой, если можно есть руками. Очень важно правильно относиться к этим вопросам: дети 4-5 лет остро нуждаются в уважении взрослых, в готовности отвечать на вопросы без насмешек и отговорок «станешь старше — узнаешь». Будьте доброжелательны, общайтесь с детьми на равных, обсуждайте с ними разные темы, интересуйтесь их мнением.
Интерес к игре у детей 4-5 лет проявляется очень ярко. Количество ролей растет, содержание и диалоги становятся сложнее. Важная задача воспитателя на этом этапе — открыть возможность для вариативной игровой деятельности через использование предметов-заместителей (игрушечной еды, посуды и пр.), материалов для игрового творчества и т. п.
Работа в старшей группе
Возраст детей — 5-6 лет.
Воспитателю старшей группы важно помнить:
- У детей этого возраста фантазия развита так сильно, что часто они путают вымысел и реальность.
- Воспитательные и образовательные занятия в старшей группе должны либо проходить в игровой форме, либо включать в себя игровые действия, сюжеты, приемы, персонажей.
- Предпочтение нужно отдавать практическим, наглядным и игровым методам, любые слова — сопровождать наглядными демонстрациями или практическими действиями.
- Для детей 5-6 лет характерен интерес к правилам поведения: они могут часто жаловаться на ребят, которые делают что-то неправильно или не выполняют требования. Ваша задача — подавать личный пример, использовать проективные оценки (направленные на будущие правильные действия детей), следить за соблюдением правил.
- Дети этого возраста легко ранимы, они быстро развиваются в эмоциональном плане, их чувства становятся более сложными и глубокими. Важно поддерживать этот процесс и специально создавать ситуации, в которых дошкольники смогут приобрести опыт дружеского общения.
В 5-6 лет дети начинают осознавать свою половую принадлежность: с этого момента нужно формировать у них представление о поведении девочек и мальчиков, взаимоотношениях между ними.
Воспитателю старшей группы детского сада особенно важно следить за своим поведением и внешним видом, тщательно выбирать слова — дети внимательно наблюдают за ним, запоминают даже мелкие детали.
Работа с детьми в подготовительной группе детского сада
Возраст детей — 6-7 лет.
В подготовительной группе дети осваивают разные формы сотрудничества: равноправное общение, руководство, подчинение. Они учатся договариваться, обсуждать вопросы, вместе что-то делать, критиковать других и принимать чужую критику, исправлять ошибки, контролировать чужие действия и действовать под чьим-то контролем. Воспитатель должен поддерживать этот процесс и корректировать его, помогать детям научиться сотрудничеству — это важно и для социального развития ребят, и для последующей учебы в школе.
Дети 6-7 лет уже умеют не только наблюдать, им также доступны простые измерения, анализ, синтез, сравнение, классификация, эксперименты и пр. Задача воспитателя — предоставлять возможности для развития познавательной деятельности.
Наконец, воспитатели подготовительной группы помогают ребятам подготовиться к школе: участвуют в развитии коммуникативных навыков, инициативы, самостоятельности, кругозора, творчества и фантазии, в формировании социально-ценностной ориентации, в укреплении здоровья детей.
Если вы хотите заниматься предшкольной подготовкой, вы можете пройти специальное обучение у нас в АНО «НИИДПО». Тем, у кого нет образования по педагогическому профилю, подойдет программа:
Практикующим специалистам рекомендуем обратить внимание на программу повышения квалификации:
Обучение полностью дистанционное*. При успешной сдаче итоговой аттестации вы получите диплом или удостоверение установленного образца — этот документ подойдет для трудоустройства, в том числе в государственные детские сады.
*Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.