Как Слушатели курса «Педагог высшего образования» анализируют конфликтные педагогические ситуации

21.05.2020

При проверке контрольных работ преподаватель вуза обнаружил две абсолютно одинаковые правильные работы с оригинальным нестандартным решением. Как поступить? Проанализировать и принять педагогически целесообразное решение. А если подойти творчески? Эксперт Татьяна Николаевна Шайденкова, канд. пед. наук, доцент поделилась интересными находками Слушателей АНО «НИИДПО» – преподавателей высших учебных заведений.

Одна из востребованных программ профессиональной переподготовки в системе дистанционного* обучения – программа:

Предусмотренные в каждой дисциплине программы лекции закладывают основы научных знаний актуальных педагогических проблем в обобщённой форме. Дальнейшее углубление, расширение, детализация этих знаний становится возможной при выполнении практических заданий.

Необычные решения конфликтных ситуаций

Часто в работах Слушателей проявляется неординарный подход, высокий уровень самостоятельности и оригинальность ответов. Рассмотрим это на примере учебной дисциплины «Теория целостного педагогического процесса в высшей школе».

Педагогическая деятельность преподавателя вуза имеет творческий характер. Слушатели, выполняя задания, показывают свою готовность к педагогическому творчеству. Так, в задании, включающем анализ конфликтных ситуаций взаимодействия преподавателя со студентами в образовательном процессе и выработку различных вариантов действий преподавателя с обоснованием их педагогической целесообразности, Мурашко Татьяна Петровна, Пахомова Екатерина Александровна и многие другие Слушатели демонстрируют креативный подход к выбору тактики педагога.

Например, Мурашко Т. П. (психолог) описывает действия преподавателя таким образом:

Мурашко Т. П

«Педагог приглашает студентов на беседу, показывает выполненные одинаковые работы и предлагает варианты решения – добровольно сказать, кто настоящий автор работы; предложить обоим решить аналогичную нестандартную задачу, но со снижением итогового балла; предложить решить аналогичную нестандартную задачу в присутствии преподавателя». Далее Слушатель проявляет гибкость суждений и глубину аргументации указанных действий: «На мой взгляд, наиболее предпочтителен последний вариант, так как важно то, чему студенты научились, делая эту работу. Студенты должны понимать, что они несут ответственность за свои поступки. Предложенный способ решения не унижает достоинства человека, студенты видят доброжелательный, уважительный настрой преподавателя и предоставление им возможности осмыслить ситуацию, реабилитироваться. Если эта работа была сделана одним, более трудолюбивым студентом, то ему надо подумать о том, что в следующий раз не следует давать списывать, чтобы не попасть в неудобную ситуацию. А списавший студент, возможно, задумается над тем, что всегда изложенные идеи должны быть самостоятельно осмыслены».

Пахомова Е. А. (аспирант Сколковского института науки и технологий) также конструктивно подходит к сложившейся ситуации:

«Поскольку две работы содержат оригинальные нестандартные решения, то эти работы можно рекомендовать разобрать на последующем семинаре, причём с участием авторов этих решений. В процессе публичного разбора заданий можно выяснить ход рассуждений каждого автора, получить разъяснения о причине совпадения решений и тем самым придать процессу анализа оригинальных работ не только образовательный, но и воспитательный характер. В ходе разбора задания можно обратить внимание на научную этику, не допускающую заимствование и присвоение идей других авторов-исследователей. Возможны и другие варианты действий преподавателя: не зачесть задания или снизить баллы за их выполнение. Но эти варианты оставят у студентов осадок несправедливости. Такие действия не способствуют повышению мотивации к обучению, увеличивают дистанцию неприятия преподавателя студентами».

Творчество – одно из слагаемых педагогического мастерства. Поэтому особенно ценно, что Слушатели проявляют творческую направленность в процессе обучения, стремятся внести творческий вклад в выполняемые профессиональные задания. 

Т. Н. Шайденкова

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Подберем программу для Вас!

Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
Контакты

117556, город Москва, Черноморский бульвар, дом 4, корп. 3, помещение V, офис 1

8 (800) 707-52-87, 8 (495) 150-17-11

Карта сайта


наверх