Профессия коррекционного педагога: обучение и перспективы

10.04.2019

Коррекционный педагог в работе с детьми с отклонениями в развитииПрограммы коррекционного образования предназначены для обучения детей с отклонениями в поведении, замедленным умственным развитием, проблемами со здоровьем. В НИИДПО учат работать с такими детьми на курсах переподготовки и повышения квалификации. Обучение длится от 5 недель до 6,5 месяцев.

Давайте разберемся, чем именно занимается коррекционный педагог, какими качествами он должен обладать и куда может устроиться на работу.

В чем заключается работа специального педагога

Предмет коррекционной педагогики — процесс воспитания и обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), замедленным интеллектуальным развитием, эмоциональными нарушениями, а также поиск и создание лучших методов работы с такими отклонениями и профилактики их возникновения. Соответственно, специалист, который работает по этому направлению:

  • определяет, почему и в каких условиях возникают отклонения в поведении и развитии детей;
  • разрабатывает и использует коррекционные программы;
  • отслеживает развитие каждого ребенка в динамике и меняет подход, если требуется;
  • постоянно взаимодействует со специалистами смежных сфер, при создании программ опирается на исследования в области медицины, коррекционной педагогики и психологии образования;
  • анализирует особенности обучения детей с отклонениями в обычных школах;
  • создает учебно-методическую базу для подготовке учителей к работе с особыми детьми;
  • помогает в воспитании и адаптации детей в обществе;
  • изучает историю развития специальной коррекционной педагогики и новые методики.

Но это лишь общие обязанности. Полный перечень зависит от направления, которое выбрал специалист: например, олигофренопедагогика, логопедия, работа с детьми с нарушениями слуха или зрения и пр.

Какое направление предпочесть — решать вам. Вы можете пройти общую профессиональную переподготовку и получить квалификацию «специальный педагог», либо выбрать более узкую специализацию: например, научиться работать с детьми и подростками с эмоциональными нарушениями. Если вас интересует коррекционная педагогика в начальном образовании, обратите внимание на курс переподготовки с присвоением квалификаций «логопед» и «учитель начальных классов».

Какими качествами должен обладать коррекционный педагог

Часто именно от такого специалиста зависит вся дальнейшая жизнь ребенка — и это не преувеличение. Высокие компенсаторные возможности мозга сохраняются до 3-5 лет: качественная работа педагога с детьми, особенно этого возраста, помогает сгладить и даже полностью убрать отклонения, либо как минимум избежать усугубления ситуации в будущем. Именно поэтому готовность к полной самоотдаче очень важна для коррекционного психолога.

В этой работе необходимы и другие качества:

  • Ответственность, умение работать с большими объемами информации. Специалист может использовать только те методики и технологии педагогической науки, которые уже прошли многократную проверку и хорошо себя показали. Работа с особыми детьми — не поле для бездумных экспериментов.
  • Терпеливость, способность к состраданию и доброжелательность.
  • Высокая стрессоустойчивость. Работа специального педагога предполагает огромную эмоциональную нагрузку, не все способны ее выдерживать.
  • Настойчивость. Нельзя опускать руки и признавать, что ребенку невозможно помочь, даже если обучение дается ему гораздо труднее, чем остальным.
  • Наблюдательность. Важно уметь замечать даже самые маленькие сдвиги в развитии ребенка.
  • Аналитические способности. Без них будет сложно подбирать подходящие методы работы и оценивать результаты.
  • Тактичность. Коррекционному педагогу нужно уметь общаться не только с детьми, но и с их родителями — и всегда быть осторожным в прогнозах и сдержанным в выборе фраз.

Это сложная работа — именно поэтому хороших специалистов всегда не хватает, а опытным профессионалам не приходится долго искать подходящую вакансию.

Куда пойти работать коррекционному педагогу?

Для такого специалиста есть три основных направления деятельности.

Первый вариант — непосредственно работа с детьми. После окончания обучения вы сможете работать в спецшколах, коррекционных классах, реабилитационных, социальных и медицинских центрах, детских садах и пр. Опытный специалист также может открыть частную практику, чтобы проводить индивидуальные и групповые занятия с детьми. Наконец, если со временем вы станете широко известны как профессионал, сможете открыть собственный центр помощи детям.

Второй вариант — преподавать коррекционную педагогику как дисциплину, обучать специалистов на курсах переподготовки и повышения квалификации, вести лекции и семинары для студентов в вузах.

Третий вариант — дополнительно заняться наукой. Можно участвовать в работе методических объединений, проводить исследования, совершенствовать методы работы с детьми, которым обучение дается сложнее, чем их сверстникам.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Контакты

117556, г. Москва, Варшавское ш. 79, к. 2

8 (800) 707-52-87, 8 (495) 150-17-11

Карта сайта