В сентябре
С 1 сентября
Принципы и ключевые задачи новых ФГОС:
- Конкретизировать требования к обучающимся, детализировать результаты обучения.
- Сформировать единое образовательное пространство во всех регионах страны.
- Создать точную систему оценивания образовательных результатов и достижений учащихся.
- Внедрить инновационные технологии.
- Добавить внеурочные формы работы.
- Развивать навыки, необходимые детям в реальной жизни.
- Применять здоровьесберегающие технологии.
Способы повышения качества образования
В качестве параметров, улучшающих качество образовательной работы, ФГОС рассматривает:
- Увеличение количества часов по предметам.
- Расширение внеурочной деятельности.
- Внедрение инновационных технологий, работа с электронными образовательными ресурсами.
От процесса – к результату
Теперь учителю важно не просто провести ряд уроков по учебнику, а дать конкретные знания и умения, направленные на практические результаты. Допускается отступать от структуры учебника, добавлять темы, разрабатывать авторские курсы.
Что такое практические предметные результаты? Умение ориентироваться в реальных ситуациях и решать конкретные жизненные вопросы. Например, рассчитать количество рулонов обоев на комнату, стоимость обедов на неделю, время на поездку на определённое расстояние и др.
Новые требования к рабочим программам, авторским разработкам
Согласно ст. 48 Закона «Об образовании», педагогические работники обязаны обеспечивать преподавание курса дисциплины в соответствии с утверждённой программой.
Примерные основные общеобразовательные программы включены в государственный реестр.
При создании авторских программ нельзя дублировать те, что составлены авторами учебников. Можно редактировать рабочую программу и дополнять её, согласовывать базу образовательных ресурсов.
Рабочая программа должна включать:
- Содержание предмета или курса/модуля.
- Планируемые результаты освоения предмета.
- Тематическое планирование (с количеством ак. часов), с указанием электронных библиотек, учебников, игровых программ-тренажёров и др.
При составлении рабочей программы важно детализировать результаты по годам, указывая не в часах обучения, а в конкретных понятиях, ясных для самих учеников и их родителей. Например, шестиклассник должен уметь читать условные знаки географических карт, девятиклассник – писать сочинения определённого объёма и т. д.
При подготовке программы для какого-либо года обучения следует ориентироваться на требования к выпускникам 4-х и 9-х классов и учитывать результаты предыдущего и последующего лет обучения.
► Важно корректно указывать формы обучения:
Установка на модульное обучение и деление на подгруппы
Модульное обучение основано на делении образовательной программы на части, каждая их которых представляет собой логически завершённый информационный блок.
Стандарт нового поколения приветствует разделение учащихся на группы по принципу образовательных интересов, успеваемости, потребностей и целей и др. Это обеспечит реализацию дифференцированного подхода.
Изменения в учебных планах
Названия предметов в учебном плане начальной школы остались прежними. В учебный план основной школы внесён ряд изменений. Например:
- Впервые в новом ФГОС сказано, что второй иностранный язык может не изучаться, если нет условий в образовательной организации или родители написали заявление-отказ от изучения второго иностранного языка.
- Предмет «Математика» включает курсы по «Алгебре», «Геометрии», вероятности и статистике».
- «История» будет включать два учебных курса – «Историю России» и «Всеобщую Историю».
- Предметная область «Искусство» объединит «Изобразительное искусство» и «Музыку».
Программа по теме:
Узнать подробнее о новом ФГОС 3 поколения вы можете на программах дополнительного образования АНО «НИИДПО».