Заявка на консультацию

Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.

Спасибо! Ваша заявка принята

Ментальная арифметика: сценарии занятий и примеры заданий

28.04.2021

Ментальная арифметика: сценарии занятий и примеры заданийПланируете организовать занятия ментальной арифметикой? Эксперт АНО «НИИДПО» Гершман Елена Дугласовна расскажет, как это сделать: от подготовки материалов и оборудования до конкретных заданий и игр.

Ментальная арифметика – особая методика обучения счёту. Её главный принцип – использование механических абакусов, устройств, похожих на классические русские счёты. Дети учатся считать на абакусе, передвигая косточки (бусины) по спицам, затем считают в уме, мысленно представляя свои действия с абакусом. Занимающиеся ментальной арифметикой дошкольники становятся способными производить вычисления с шестизначными числами безошибочно и быстрее, чем на калькуляторе.

Преимущества детей дошкольного возраста, занимающихся ментальной арифметикой:

  • быстро считают в уме: плюс, минус, знают состав чисел и их положение в числовом ряду («соседи числа»); 
  • способны к многозадачности;
  • имеют развитую мелкую моторику;
  • у них активно развиваются оба полушария головного мозга;
  • готовы к решению нестандартных задач;
  • усидчивы, собраны, уверены в себе;
  • лучше учатся в школе.

Ваша заявка отправлена!

Хотите работать психологом и вести частную практику?

Мы подготовили для вас инструкцию о том, как найти первых клиентов и начать официально зарабатывать в частной практике.

Оставьте контакты, и мы отправим инструкцию вам на почту

Как организовать занятие по ментальной арифметике с дошкольниками?

► В АНО «НИИДПО» есть программа для желающих профессионально проводить занятия с дошкольниками и младшими школьниками:

Этот курс поможет понять все особенности методики, научиться планировать и проводить занятия с детьми, в том числе дистанционные.

А для детей младшего школьного возраста мы предлагаем интересную систему работы и планирование учебной деятельности с использованием ментальной арифметики. На нашем курсе вы сможете познакомиться с дистанционными формами работы со счётным материалом и обучения счётной деятельности младших школьников, в том числе с организацией уроков на онлайн-платформах «Учи.ру» и других.

Какие материалы и оборудование потребуются?

Для организации занятий с детьми по ментальной арифметике вам понадобится:

  • один большой демонстрационный абакус;
  • индивидуальные абакусы небольшого размера для каждого ребёнка;
  • демонстрационные карточки с выставлением чисел на абакусе;
  • фланелеграф;
  • смарт-доска;
  • флэш-карты;
  • онлайн-тренажёры (видео-упражнения онлайн).

Ментальная арифметика: сценарии занятий и примеры заданий

Демонстрационная карточка

Этапы занятия

Занятия ментальной арифметикой лучше проводить в небольшой группе, оптимально от 3 до 7 человек.

1 этап. Приветствие и разминка. Здесь дети здороваются друг с другом и педагогом, далее проводим короткую пальчиковую гимнастику. Она может быть такой:

  1. Вот она пятерка братьев (показываем сначала левую, потом правую ладошку).
  2. Дома все они без платьев, но на улице зато (пальчиками правой (левой) руки поочередно «снимаем платье» с каждого пальчика правой (левой) руки массирующими движениями от основания пальчика к его подушечке).
  3. Нужно каждому пальто! (пальчиками правой (левой) руки поочередно «надеваем» на каждый пальчик правой (левой) руки пальто, массирующими движениями от основания пальчика к его подушечке). 

2 этап. Тренировка пальцев. Для этого делаем упражнения на абакусе по теме занятия. Например, это могут быть упражнения на абакусе двумя руками одновременно, написание цифр от одного до четырех.

3 этап. Новая тема или закрепление уже знакомого материала. Здесь можно ввести новый приём или метод. Например, метод «Помощь брата». «Братья» – это два числа, которые при сложении образуют число пять, например, братья 4 и 1, братья 2 и 3, братья 1 и 4, братья 3 и 2. Педагог спрашивает ребёнка – как помочь брату найти своего брата? Визуально на абакусе ребёнку сразу понятно, какой брат должен помочь другому, ведь все 5 братьев находятся на одной спице. Обычно счёт с помощью «братьев» не взывает затруднений. Для проведения вычислений ребёнку необходимо помнить состав числа 5. Пять можно получить путем сложения: 4 и 1, 2 и 3, 3 и 2, 1 и 4 – те самые «братья», которые помогали при первых операциях. Братья приходят на помощь, когда при сложении косточек на спице их становится недостаточно.

4 этап. Решение примеров, работа с тренажёром.  Вместе с детьми выполняем простейшие операции на сложение и вычитание (сколько будет 1+1, 2+1), также можем упражняться  в счёте примеров на вычитание на абакусе (сколько будет 2–1, 3–1 и т.д.).

5 этап. Работа с ментальными картами. Выставляем числа на абакусе, как на картинках, вместе считаем, сколько получилось. Можно определить, какое число выставлено сейчас на на абакусе (в пределах 10-ти).

Ментальная арифметика: сценарии занятий и примеры заданий

Примеры ментальных карт

6 этап. Дополнительные задания и игры на закрепление навыков счёта.

Сценарий игры «Живые числа»

Ведущий раздаёт детям карточки с изображением кружочков (от 1 до 10). Дети ходят по кругу. Ведущий говорит: «Числа, встаньте по порядку!». Дети выстраиваются в шеренгу в соответствии со своими карточками, каждый называет своё число. После проверки правильности порядка «чисел» можно начать игру снова, поменявшись карточками.

► Время проведения занятия по ментальной арифметике с детьми 5–7 лет не должно превышать 25 минут. На каждый этап занятия отводим 3–5 минут.

Примеры заданий для детей дошкольного возраста

Пример 1

Задание на вычитание для группы 4–5 лет. Понадобится фланелеграф и фигурки, похожие между собой (например, геометрические). Цель – научить детей сосредотачиваться на изменении количества предметов.

Упражнение. Педагог выставляет на фланелеграф несколько любых фигурок. Просит детей закрыть глаза и меняет количество фигурок (убирает, добавляет). Задача детей – понять, что изменилось и логически это объяснить: «Было 6 кругов, стало 4. Кругов стало меньше, это означает, что часть из них убрали».

Посмотрите, на столе 3 яблока. Закройте глаза. (Убирает 2.) Что я сделала? Составим запись? (Дошкольники составляют запись со знаком «–».) Сколько яблок осталось? (1)

Затем пример отрабатывается на абакусах – сначала на демонстрационном, а после на индивидуальных.

Пример 2

Знакомим детей группы 5–6 лет с символической моделью числа. Цель – научить детей переводить символическое обозначение числа в предметное, и потом – в словесное.

Упражнение. На фланелеграфе ведущий составляет записи выражений (например 2+1, 4+2, 3+2), а дети – составляют аналогичные записи фигурками у себя на столе, после чего описывают словесно.

► На курсе по ментальной арифметике за 4–6 недель Слушатели узнают массу упражнений, научатся работать с основными пособиями и раздаточным материалом, различными видами абакусов, получат удостоверение о повышении квалификации.

Чтобы записаться на обучение или консультацию, заполните заявку или позвоните по телефону 8 (800) 707-52-87.

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

  • Преподаватель психолого-педагогических дисциплин, практический психолог, социальный педагог, специалист в области дошкольной педагогики и детской психологии, обладатель Почетных грамот департамента образования города, благодарственных писем городского и областного уровня.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
наверх