Читайте также:
Современные технологии в логопедии: чему учиться?Проблемы с концентрацией и вниманием можно решить с помощью ритмических игр, а развить мыслительные функции и психоэмоциональную сферу — через специальные упражнения. О том, как натренировать чувство ритма в домашних условиях, рассказал педагог-дефектолог Сергей Баранов.
Почему важно заниматься чувством ритма
То, как будет развиваться детская речь и двигательная активность, зависит от восприятия ритма. Несмотря на врожденные склонности, усовершенствовать способность можно благодаря упражнениям. Если практика была эффективной, ребенок станет лучше:
- расставлять ударения;
- разбирать слова на слоги;
- читать и писать.
У каждого человека свои особенности развития. Если один быстро и легко понимает и повторяет ритм, то второй справляется с задачей не так успешно. Кому-то нужна серьезная работа, а кому-то — только базовые упражнения.
Развивать чувство ритма можно поэтапно в разные возрастные периоды:
- Раннее детство (0–3 года). Занятия начинаем с рождения. В первые месяцы жизни малыш реагирует на ритмичные звуки: хлопки, шум погремушки, покачивания, интонацию колыбельной.
- Дошкольный возраст (3–7 лет). Подключаем танцы и ритмику, работаем над координацией. Во время занятий дети прислушиваются к ритму, и выполняют задания успешнее.
- Младший школьный возраст (7–12 лет). Развиваем ритмическую сферу. Ребенок посещает танцевальную студию, занимается художественной гимнастикой или фигурным катанием под музыку.
В результате развиваются и когнитивные способности. Двигательная активность стимулирует речевой центр головного мозга. Во время занятий дети общаются, укрепляют дружеские связи.
Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации
За 8,5 месяцев научитесь корректировать нарушения речи у людей разного возраста
- дистанционное обучение с практикой
- регулярные вебинары от экспертов
- диплом о профпереподготовке

Как оценить и развить чувство ритма у ребенка: практика
Развитое чувство ритма — залог хорошей успеваемости в школе. Проверить способность можно с помощью музыкальных инструментов и специальных упражнений:
- похлопать в такт или пошагать в ритм;
- повторить стишок или скороговорку;
- простучать ритмический рисунок.
Если ребенку сложно выполнить упражнение без ошибок, помогут музыкальные разминки, сольфеджио, декламация стихотворений под музыку.
Игры и упражнения помогают развивать чувство ритма. Для занятия можно выбрать понравившуюся активность или придумать свою:
- «Повторяй со мной». Учитель стучит, задавая ритм. Дети повторяют сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками одновременно. Выполняем то же упражнение ногами.
- «Узнай и повтори». Два участника сидят на стульчиках спина к спине. Перед каждым ребенком разложены одинаковые наборы музыкальных инструментов: ложки, барабан, маракас, треугольник и другие. Первый участник придумывает ритмический рисунок и воспроизводит его на любом инструменте. Второй ребенок узнает источник звука и повторяет ритм.
- «Похлопай». Дети читают стишок и хлопками выделяют слоги в словах. Выполнять упражнение можно, топая ногами, например:
УРО-НИ-ЛИ МИШ-КУ НА ПОЛ,
О-ТОР-ВА-ЛИ МИШ-КЕ ЛА-ПУ.
- «Кружочки». Учитель демонстрирует детям круги разных размеров. Большие называются «ТА», а маленькие — «ти-ти». Затем элементы выкладываются на стол в произвольном порядке. Ребенок проговаривает последовательность.
- «Скворушка». Педагог читает стихотворение. Дети перекатываются со стопы на носок и обратно в такт. Вместо ног в упражнении иногда участвуют руки.
Зачем логопед применяет ритмические упражнения
Задача педагога — исправить дефекты речи, развить слух и координацию. Ритмические упражнения включены в логопедические практики и помогают при комплексном лечении алалии и дизартрии у дошкольников.
Иногда из-за врожденных травм или перенесенных заболеваний деятельность мозговых центров нарушается. Логоритмика помогает детям с алалией развивать чувство ритма и улучшать коммуникативные навыки.
Сергей Баранов объясняет, что речевые и двигательные центры в головном мозге трансформируются синхронно. Поэтому динамичные упражнения на чувство ритма могут положительно сказаться на речевом развитии детей.
Патологические проблемы с речью возникают у дошкольников с дизартрией. Ребенку трудно управлять мышцами, отвечающими за речь, из-за чего окружающие не могут разобрать слова и фразы.
Логопед применяет специальные упражнения, чтобы помочь детям контролировать дыхание и речь. Регулярная практика помогает улучшить четкость произношения и укрепить мышцы, участвующие в голосообразовании. Ребенок учится контролировать свою речь, а также исправлять речевые дефекты.
Подключая разнообразные методики, логопед комплексно решает несколько задач:
- формирует и наращивает словарный запас ребенка;
- помогает выстраивать из слов предложения;
- повышает уровень координации и концентрации;
- устраняет проблемы с интонацией.
Развивать чувство ритма у детей могут и родители. Хлопать и топать, читать любимые стихи, танцевать — простые занятия, которые легко проводить дома. Совместные усилия педагогов и родителей помогают детям преодолеть трудности и достичь успехов в развитии.
и начните профессионально помогать детям с ОВЗ
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных