Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) нельзя выявить с помощью анализов или измерений — диагноз ставится на основе наблюдений за ребенком и опроса родителей. Поставить диагноз и назначить медикаментозное лечение может только врач — психиатр или невролог. Однако провести обследование и предположить наличие СДВГ может психолог. Разберемся, какие методы для этого используются.
Содержание статьи:
Методика СДВГ-диагностики: как проходит консультация
У психолога нет права официально поставить диагноз, но он может подтвердить или опровергнуть подозрения о наличии синдрома дефицита внимания у ребенка. Для этого специалист проводит ряд тестов и наблюдений, чтобы идентифицировать симптомы, характерные для СДВГ. Оценивает когнитивные способности ребенка (внимание, концентрацию, память и другие функции), которые могут быть затронуты синдромом.
При диагностике СДВГ психолог опирается на такой план:
- Знакомство с семьей и сбор анамнеза. Подробное изучение истории развития ребенка, включая пренатальный период, раннее детство и текущую ситуацию. Исследование семьи и социокультурных условий, в которых растет ребенок.
- Проведение психологических тестов для оценки когнитивных функций и поведения, применение диагностических шкал для количественной оценки симптомов.
- Наблюдение за поведением ребенка в разных условиях: свободная игра, выполнение заданий, взаимодействие с родителями и сверстниками.
- Обобщение и анализ данных. Формирование целостного представления о состоянии ребенка, составление рекомендаций для родителей и педагогов.
СДВГ — это не просто «плохое поведение». Это нейробиологическое расстройство, влияющее на когнитивные функции, эмоции и поведение. Диагностика помогает понять корень проблем, а не просто бороться с симптомами
Лоленко Елена ВалентиновнаПсихолог-консультант, преподаватель психологических дисциплин
Методы диагностики СДВГ
Клиническое интервью. Психолог беседует с родителями и ребенком, собирая информацию о проявлениях СДВГ: когда возникли, как влияют на учебу и жизнь вне школы или детского сада.
Психологическое тестирование. Методики направлены на оценку внимания, импульсивности и уровня активности ребенка. Примеры:
- Тест непрерывного выполнения (Continuous Performance Test, CPT) — оценивает способность ребенка поддерживать внимание в течение длительного времени.
- Висконсинский тест сортировки карточек (Wisconsin Card Sorting Test) — оценивает исполнительные функции, включая гибкость мышления и способность к переключению внимания.
- Тест интеллекта Векслера для детей (WISC) — оценивает интеллектуальное развитие.
- Тест Beery-Buktenica (Beery VMI) — оценивает зрительно-моторную координацию.
Поведенческое наблюдение. Психолог наблюдает за поведением ребенка в различных ситуациях, в том числе во время игры и выполнения заданий. Это может происходить в кабинете психолога, в школе или дома, если есть такая возможность.
Анализ информации от родителей и учителей. Психолог собирает и анализирует данные о поведении ребенка в домашней и школьной среде. Для этого могут использоваться специальные опросники и анкеты:
- Опросник поведения ребенка (Child Behavior Checklist, CBCL).
- Опросник сильных сторон и трудностей (Strengths and Difficulties Questionnaire, SDQ).
Шкалы диагностики СДВГ. Психологи часто используют стандартизированные шкалы для оценки симптомов, например:
- Шкала оценки Коннерса для родителей и учителей. Оценивает невнимательность, гиперактивность, импульсивность и другие особенности поведения ребенка.
- Шкала ADHD Rating Scale-IV. Оценивает частоту проявления симптомов невнимательности и гиперактивности-импульсивности. Короткая и удобная, часто применяется для мониторинга эффективности коррекционной программы.
- Вандербильтская шкала оценки СДВГ. Исследует симптомы СДВГ, а также сопутствующие проблемы (тревожность, депрессия), включает оценку успеваемости и социального функционирования. Есть варианты для родителей и учителей.
Эти инструменты помогают психологу объективно оценить, насколько выражены симптомы и как они влияют на различные аспекты жизни ребенка.
Пройдите быстрый тест на СДВГ у детей в ВКонтакте →
Роль психолога в комплексной диагностике
Психологическая диагностика СДВГ — часть комплексной диагностики. Важно, чтобы не только клинический психолог (нейропсихолог) исследовал особенности развития и состояние ребенка, но также и психиатр, невролог, логопед при необходимости.
Психолог играет важную роль в комплексной диагностике СДВГ, особенно у детей и подростков. Его роль заключается не только в выявлении симптомов, но и в более глубоком понимании ребенка и его окружения. Психолог дает рекомендации родителям, учителям, врачу-психиатру о необходимости дополнительных исследований, о подходящих методах помощи (психотерапия, педагогическая коррекция, изменения в образе жизни), о том, как взаимодействовать с ребенком и поддерживать его
Лоленко Елена ВалентиновнаПсихолог-консультант, преподаватель психологических дисциплин
Преимущества участия психолога в диагностике:
- Полное и глубокое понимание ребенка и его проблем.
- Дифференциальная диагностика и исключение других возможных причин.
- Раннее выявление и предотвращение осложнений СДВГ.
- Разработка индивидуальных рекомендаций по помощи и поддержки.
Точная диагностика, проведенная командой квалифицированных специалистов, — основа успешного развития ребенка. Программа поддержки может включать поведенческую терапию для ребенка и родителей, адаптацию школьной программы под потребности и интересы ребенка и в некоторых случаях медикаментозное лечение.