8 (800) 707-52-87 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве

Как обучают детей с ОВЗ

Работа с детьми с ОВЗС 2016 г. в РФ существуют инклюзивные классы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Прежде таким ученикам приходилось обучаться в спецшколах, а это не способствовало социализации. Теперь дети с ограниченными возможностями могут стать учениками обычных школьных классов с той лишь разницей, что работе с ними уделяется особое внимание. Их обучением и развитием занимаются специалисты, которые прошли курсы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Особенности работы с детьми с ОВЗ

Основные аспекты образования лиц с ОВЗ закреплены в статье 79 Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Но есть и нюансы, которые не имеют отношения к законодательству:

  • Переводить ребенка на специальное обучение нужно сразу после обнаружения проблем со здоровьем. Промедление может усугубить ситуацию.
  • Если ребенок учится в инклюзивном классе, важно работать не только с ним, но и с учениками без ограничений здоровья — сглаживать проблемы их взаимодействия с одноклассником.
  • Индивидуальный подход обязателен в работе с детьми с ОВЗ. В эту группу входят ученики с нарушениями зрения и слуха на разных стадиях, задержками в развитии, дефектами речи, расстройствами эмоциональной сферы и многими другими особенностями — учить всех одинаково просто невозможно.
  • В обучении нужно применять специальные методики и средства — в частности, компьютерные программы.
  • Образовательное пространство важно расширить далеко за пределы школы. Психолого-педагогическим сопровождением детей с ограниченными возможностями здоровья должны заниматься не только учителя, но также родители и другие родственники, преподаватели в кружках по интересам и пр.
  • Дети со слабым здоровьем быстро утомляются, поэтому им нужен особый ритм обучения: больше отдыха, частые перерывы, изучение небольших блоков материала и пр.
  • Для большинства таких учеников характерна низкая работоспособность, слабая мотивация к учебе, нежелание действовать самостоятельно. Именно поэтому классический пассивный формат работы, когда школьник слушает речь учителя и читает учебник, в этом случае малоэффективен. Предпочтение нужно отдавать активным методикам и форматам: например, игровым ситуациям и тренингам.
  • Детям с ОВЗ нужна регулярная гимнастика. Чтобы снять напряжение в мышцах, можно на каждом уроке прерываться и делать несколько простых упражнений.

Эти нюансы подробно разбирают на курсах по работе с детьми с ОВЗ.

Методы и приемы для эффективного обучения

Работая с такими учениками, предпочтение лучше отдавать активным игровым методам. Они усиливают мотивацию к учебе, учат детей общаться с окружающими, импровизировать, помогают лучше усваивать материал. Хорошо подходит коммуникативный, объяснительно-иллюстративный, информационно-коммуникационный метод. Для проверки уровня усвоения материала можно использовать методы контроля, а также само- и взаимоконтроля.

Есть много эффективных приемов для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями. Вот несколько примеров:

  • Использование картинных материалов. Подходит и для закрепления материала, и для небольшого отдыха во время занятия. В этом приеме заложено много техник. Пример — один из вариантов комментированного рисования, когда дети рассказывают о каких-то своих действиях (например, о прогулке), а учитель делает зарисовки на доске.
  • Использование буквенных или словесных вставок для доски. Пример — совместное разгадывание кроссворда. Особенность метода в том, что ребенок, который правильно выполнил задание или ответил на вопрос, сам крепит слово или букву на доску, и это воспринимается как небольшая награда или победа в соревновании.
  • Применение сигнальных карточек. Это могут быть карточки с цифрами или буквами, либо с вариантами «правильно / неправильно»  — учитель задает вопрос, и все ученики одновременно на него отвечают.

Сейчас уже есть хорошо проработанная база методик, способов приемов и технологий. Они используются в том числе при организации для детей с ОВЗ дополнительного образования — кружков, творческих студий, лабораторий, секций и пр.

Какое обучение нужно пройти, чтобы работать с детьми с ограниченными возможностями?

Первый вариант — выучиться на дефектолога в колледже или вузе. Он подходит, если у вас еще нет среднего или высшего образования, либо вы получили специальность, не связанную с психологией и педагогикой.

Второй вариант — пройти курсы переподготовки или повышения квалификации, если у вас уже есть среднее или высшее образование. Мы предлагаем получить нужную специальность, не тратя время на изучение непрофильных дисциплин. Вы можете:

  • Пройти курсы переподготовки или повышения квалификации, чтобы работать с дошкольниками.
  • Научиться работать с детьми с ЗПР.
  • Стать логопедом и помогать детям с тяжелыми нарушениями речи, с умственной отсталостью и другими ограничениями.
  • Пройти курсы по сурдопедагогике и обучать детей с нарушением слуха.
  • Посмотреть другие наши программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и выбрать подходящую.

В рамках дистанционного обучения* в АНО «НИИДПО» вы можете освоить новую профессию или углубить знания в нужной области знания, потратив от 1 месяца до полугода. После обучения вы получите удостоверение или диплом и сможете сразу приступить к работе.

* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
100% дистанционный формат
100% дистанционный формат
Подробнее
Учебные материалы доступны 24/7 в приложении на смартфоне и личном кабинете на компьютере.
Помощь в процессе обучения
Помощь в процессе обучения
Подробнее
Более 170+ экспертов-практиков всегда на связи в системе дистанционного обучения. Работает контакт-центр.
Регулярные онлайн-вебинары
Регулярные онлайн-вебинары
Подробнее
Онлайн-вебинары с экспертами каждый месяц. Вебинары в записи по тематике программы и другим направлениям.
Материалы программы доступны бессрочно
Материалы программы доступны бессрочно
Подробнее
В системе дистанционного обучения Вы получите бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения.
Скидки на обучение
Скидки на обучение
Подробнее
Скидка 5% на повторное обучение, возможность вернуть до 13%, оформив налоговый вычет. Рассрочка 0% на программы профессиональной переподготовки.
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Подробнее
На период обучения доступ к 130000+ книг и 16000+ дисциплин, энциклопедиям и книжным коллекциям электронной библиотеки biblioclub.ru.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.