Заявка на консультацию

Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.

Спасибо! Ваша заявка принята

Как психологу выстроить структуру первой консультации

21.11.2022 # Психология 

Один из самых важных этапов работы психолога — первая консультация с клиентом. Это знакомство с человеком и его проблемами, и от этой встречи будет зависеть вся дальнейшая работа. Если что-то пойдет не так, клиент просто не захочет пользоваться услугами психолога в дальнейшем.

Мы выстроили простой алгоритм начальной сессии, который всегда будет служить вам профессиональной шпаргалкой.

Содержание статьи:

Как психологу выстроить структуру первой консультации

Начальная фаза. Знакомство и выяснение запроса

Перед началом консультации напомните себе, что вы профессионал. Отбросьте все личные переживания и сосредоточьтесь на работе. Выключите уведомления на телефоне или предупредите о том, чтобы вас не беспокоили.

Представьтесь и уточните, как вам следует обращаться к человеку. В дальнейшем используйте именно ту форму, которую он назвал.

Расскажите клиенту о принципах вашей работы, методиках, конфиденциальности встречи. Также сразу обозначьте время проведения сессии.

Задайте вопрос, который предполагает развернутый ответ клиента:

- Что привело вас сюда? 

- Над чем вы хотели бы поработать?

- Почему эти проблемы мешают вам жить?

- Был ли у вас опыт работы с психологом раньше?

При монологе клиента поддерживайте его открытость, кивайте, демонстрируйте свою искреннюю заинтересованность. При скованности человека займите активную позицию и задавайте больше вопросов, благодарите за ответы на них. Похвала бессознательно положительно влияет на человека и его восприятие.

Уточните запрос клиента:

- Каким вы видите результат нашей работы?

Если клиент начинает проявлять эмоции, не убеждайте его успокоиться. Скажите: «То, что вы чувствуете – абсолютно нормально. Вы молодец, что решились на откровенный разговор и проработку этой проблемы»‎.

Повторите клиенту все его жалобы в виде отдельных пунктов (главных проблем), с которыми вам предстоит работать. Если он со всем согласен, переходите к основной части консультации.

Средняя фаза. Исследование черт характера клиента и его проблем

Для проработки конкретных проблем нужно понять, с кем вы имеете дело. Задайте вопросы, которые больше раскроют для вас личность клиента:

- Вы рассказали мне о своих сложностях и ожиданиях, но мне хочется побольше узнать, какой вы человек. Каким вы видите себя?

- Опишите себя 5 словами, которые первые придут в голову.

- Что вам нравится и не нравится в себе?

- Как, на ваш взгляд, вас воспринимают окружающие?

- Как вы воспринимаете критику и похвалу в вашу сторону?

- Что для вас значит мнение других?

Когда вы охватили все важные для вас аспекты личности клиента, переходите к его запросу. Спросите, с чего именно он хотел бы начать и почему. На этом этапе особенно важно подключить все ранее выявленные факты о клиенте и его жизни, чтобы находить параллели и задавать правильные наводящие вопросы.

Если вы заметили какое-то несоответствие в словах клиента или хотите перейти к другой теме, то скажите фразу:

- Вы упомянули о… Расскажите, пожалуйста, подробнее.

- Я заметил, что вы часто упоминаете… Расскажите об этом побольше.

Если клиент начинает проявлять эмоции, не убеждайте его успокоиться. Скажите: «То, что вы чувствуете – абсолютно нормально. Вы молодец, что решились на откровенный разговор и проработку этой проблемы»‎.

Не забывайте следить за временем сессии.

Заключительная фаза. Завершении консультации

До конца сеанса остается 10–15 минут. За это время нужно подытожить все сказанное и попробовать выяснить какую-то дополнительную информацию. Часто ограничение времени открывает у человека второе дыхание, и он высказывает ценную информацию, которая может пригодиться на будущих встречах.

Уточните:

- Есть ли что-то, что вы хотели бы добавить?

Если да, то выслушайте и запишите. А если нет, завершите сеанс получением обратной связи:

- Как вы себя чувствуете?

- Соответствует ли наша работа вашим ожиданиям?

Обратная связь поможет вам подкорректировать алгоритм работы с конкретным клиентом, так как подход зачастую очень индивидуален. Дайте свою обратную связь по наблюдениям и записям, чтобы обсудить главные цели терапевтической работы. Ответьте на интересующие вопросы, если они имеются.

Звонок таймера. Сеанс окончен. Поблагодарите клиента за доверие и проделанную работу. Попрощайтесь, обратившись по имени в той форме, которой человек представился в самом начале.

Поздравляем! Первая консультация завершена. Если вы чувствуете, что все прошло хорошо, то самое страшное уже позади. Запишите оставшиеся наблюдения в свой блокнот, чтобы освежить память перед следующим сеансом. Обязательно отдохните и уделите время себе. Прежде чем приглашать нового клиента, нужно абстрагироваться и освободить свой разум.

➥ Уделите 10–15 минут чашке любимого кофе, классической музыке или свежему воздуху. Кроме этого, не забывайте заботиться о собственном психологическом здоровье и посещать специалиста. Удачной вам практики!

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие статьи >>

наверх