Заявка на консультацию

Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.

Спасибо! Ваша заявка принята

Экстренная помощь в кризисных ситуациях

21.10.2022 # Психология 

Кризисные ситуации (авария, теракт) приводят к острому стрессовому расстройству и требуют экстренной помощи квалифицированного специалиста.

Острое стрессовое расстройство (ОСР) выражается в эмоциональной, физической и умственной дезорганизации. Этому состоянию подвержены не только жертвы кризисной ситуации, но и те, кто оказался в нее вовлечен: близкое окружение пострадавшего, врачи, очевидцы. При работе с ОСР важно не нанести еще больше психологических травм, что требует осознанности в подходе к экстренной помощи.

Рассмотрим 3 направления работы с различными категориями лиц, задействованных в кризисной ситуации.

Экстренная помощь в кризисных ситуациях

Пострадавшие

Первая и самая очевидная группа людей — пострадавшие, которые находятся в  дезориентированом состоянии. Перевозбуждение включает естественные механизмы реакции на стресс, вследствие чего ухудшается рациональность мышления и поведения: человек впадает в ступор или совершает хаотичные движения. Ни в коем случае нельзя оставлять его в таком состоянии одного. Помогая пострадавшему, придерживайтесь следующих пунктов:

  1. Находитесь рядом с пострадавшим, старайтесь держать зрительный контакт.
  2. Скажите пострадавшему, что он не одинок. В такой ситуации человеку важно чувствовать опору, чтобы он не мог себе навредить.
  3. Будьте его связующим звеном с внешним миром. Информируйте о происходящем вокруг: «Скорая уже едет», «Решение проблемы уже ищут».
  4. Избавьте пострадавшего от лишних глаз. Вокруг ЧС всегда собирается интересующаяся толпа, которая может ввести жертву в состояние паники. Найдите уединенное место или попросите окружающих отойти.
  5. Установите телесный контакт (поглаживание по руке, обхватывание плечей). Такие действия оказывают на пострадавшего успокаивающий эффект и помогают не погружаться еще сильнее в тревожное состояние. 
  6. Слушайте. Если пострадавший в состоянии вести с вами диалог, то покажите свою заинтересованность и понимание.

Близкие пострадавших

Пострадавший в кризисной ситуации человек может долго находиться в дезориентированном состоянии, что повышает уровень стресса у его окружения. Близкие и родственники — люди, имеющие контакт с жертвой практически 24/7. Важно проинформировать их о правилах поведения с пострадавшим. Попросите их соблюдать следующие пункты:

  1. Пострадавший плохо усваивает информацию, поэтому слова утешения для него пока лишь пустой звук. Доносите информацию в виде негрубых указаний, фактов: «Успокойся, дыши глубже», «Тебе нужно выпить воды, станет легче».
  2. Поддержите человека своим присутствием и словами, выражающими понимание. Важно, чтобы он не чувствовал себя одиноко: «Я рядом, я чувствую твою боль».
  3. Установите физический контакт (объятия, держание за руки, поглаживания по спине). Телесность заземляет пострадавшего, помогает ощущать происходящее.
  4. Если пострадавший начал плакать, значит, он отходит от шока. Нельзя прерывать этот процесс, позвольте ему выпустить накопившиеся эмоции.
  5. Если пострадавший проявляет агрессию, ее так же нельзя подавлять или игнорировать. Если агрессия выражается в словах, то просто выслушайте пострадавшего. Если в действиях — постарайтесь направить ее силу в безопасное русло (пробежка, битье посуды / подушки). Подавленная агрессия переходит в соматические проблемы.

Не стоит забывать о тревоге, которую получает близкий человек от переживания за пострадавшего. Проведите успокаивающую беседу, выразите поддержку и благодарность за заботу о пострадавшем.

Очевидцы

Не обязательно быть пострадавшим в кризисной ситуации, чтобы испытать сильный стресс. Будучи свидетелем, человек может принимать позицию так: «на их месте мог быть я». Это приводит к шоку, паническим атакам, истерике. Навязчивые мысли и подсознательный страх опасности могут преследовать такого человека долго, если вовремя не оказать помощь:

  1. Не оставляйте человека одного с его мыслями и впечатлениями. По возможности поговорите с ним: «Все хорошо, ты в безопасности».
  2. Направьте активность очевидца в полезное русло. Чаще всего у очевидцев ЧС повышается двигательное возбуждение, с которым им тяжело справиться. Попросите их помочь пострадавшим — раздать воду, поговорить, побыть рядом.
  3. Если возбужденность очевидца так высока, что он иррационален и не справляется с обычными действиями, то постарайтесь увести его от места ЧС.

► Важно понимать и помнить, что «неадекватное поведение» пострадавших или очевидцев — это адекватная реакция на стресс. Нельзя проявлять к ним агрессию. Халатное отношение может усугубить последствия для психики.


Профессиональную экстренную помощь в кризисных ситуациях могут оказать люди с достаточным уровнем подготовки. Если вы хотите развиваться в этом направлении, обратите внимание на курсы переподготовки «экстремальная психология». Квалификация «кризисный психолог» особенно актуальна в современном мире и нуждается в новых кадрах.

340 часов (3 мес.)

Квалификация: Кризисный психолог

18996 руб. 15830 руб.
Подробнее о курсе
Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие статьи >>

наверх