Куда пойти работать начинающему логопеду? Как обустроить рабочее место и организовать коррекционно-образовательный процесс? Какие документы обязательно нужны для работы? Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в статье.
Содержание статьи:
- Начните с простых задач
- Не переставайте развиваться
- Изучите нормативные акты
- Организуйте рабочий процесс с учетом режима работы учреждения
- Используйте имеющиеся пособия по максимуму
- Правильно ведите документацию
Начните с простых задач
Главная Ваша задача как начинающего специалиста — получить первый опыт работы с клиентами. Решите, каких детей вы хотите обучать: дошкольников, школьников, детей с ОВЗ? Или, может быть, Вам больше нравится работать со взрослыми?Вы бы хотелистроиться на логопункт при ДОО или начальной школе? Зарплата у начинающего логопеда невысока — от 12 тыс.,однако нарушения речи у большинства детей носят характер системного недоразвития и данная профессия сейчас очень востребована.
Подойдет для начинающих и логопедический центр — здесь вы сможете общаться с опытными специалистами, перенимать у них приемы работы. Наконец, у вас будет к кому обратиться, если возникнут сложности.
Не переставайте развиваться
Работа логопеда обширна и многогранна. Постепенно вы поймете, в каком направлении развиваться и каких знаний вам не хватает. Не стесняйтесь задавать вопросы другим специалистам, работающим рядом с вами, или в интернете.
В вузе вы получили неплохую базу — продолжайте совершенствоваться, чтобы стать хорошим специалистом. Приходите на курсы повышения квалификации к нам, в АНО «НИИДПО».
Изучите нормативные акты
В первую очередь это «Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденное распоряжением Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75. В нем содержатся основные условия работы логопеда в дошкольных учреждениях и школах:
- ставка 20 часов в неделю педагогической работы, без учета методической и организационной работы и консультаций;
- нагрузка — 25 учащихся на одного логопеда;
- специфика организации логопедического процесса с детьми с нарушениями и с ОВЗ ;
- проведение диагностического тестирования с целью выявления детей с нарушениями речи — два раза в год не менее 15 дней;
- оказание консультативной и методической помощи педагогам, родителям.
В Положении зафиксированы продолжительность и частота групповых и индивидуальных занятий для каждой категории учащихся разного возраста.
Другие полезные документы:
- Закон РФ «Об образовании».
- ФГОС дошкольного и начального общего образования.
- Письмо Минобразования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 № 2.
Организуйте рабочий процесс с учетом режима работы учреждения
Основные задачи логопеда:
- коррекция звукопроизношения;
- развитие общей и мелкой моторики;
- формирование фонематических представлений и слоговой структуры слова;
- развитие навыков анализа и синтеза ;
- работа над усвоением и пополнение лексико-грамматических категорий языка;
- развитие связной речи;
- развитие внимания и памяти;
- коррекция нарушений письма.
Если вы работаете в детском саду или школе, в начале года проведите фронтальную диагностику и выявите детей с речевыми нарушениями. Результаты обследования занесите в речевую карту: это должны быть сведения о состоянии физиологического слуха, об особенностях строения артикуляционного аппарата, дыхания, общей и мелкой моторики, об уровне и особенностях сформированности всех компонентов речевой системы .
Составьте расписание групповых (или подгрупповых) и индивидуальных занятий. Чтобы не возникало путаницы, желательно, чтобы дети занимались в одно и то же время. Учтите общий режим дня, расписание уроков.
Логопед в ДОО должен действовать в связке с воспитателем, психологом и родителями. Только в этом случае будет виден эффект от занятий.
Выбирая методы работы коррекционно-развивающей работы, наблюдайте за ребенком. Опирайтесь на его возрастные и речевые возможности. Меняйте методы, которые не приносят результата или дают недостаточную динамику.
Используйте имеющиеся пособия по максимуму
В продаже вы встретите массу развивающих пособий и игр. Логопеды без опыта работы часто стремятся приобрести всё и сразу, считая, что в этом заключается успех работы. Не спешите этого делать. Даже на ограниченном методическом материале можно организовать разнообразную работу с детьми. Главное — проявить фантазию.
Постепенно вы соберете свой набор пособий. Но для начала пусть у вас будет стол для работы, большое зеркало, маленькие индивидуальные зеркала для каждого ребенка, различные пособия, карточки, игры, альбомы, игрушки и т.д. Изучайте опыт других специалистов. Многие из них охотно делятся в интернете своими наработками с начинающими логопедами, и часто бесплатно.
Изучайте опыт других специалистов. Многие из них охотно делятся в интернете своими наработками с начинающими логопедами, и часто бесплатно.
Компьютер или интерактивная доска значительно расширят ваши возможности. Научитесь использовать ИКТ и создавать компьютерные презентации.
Правильно ведите документацию
Коррекционный процесс, который ведет учитель-логопед, фиксируется в следующих документах.
- Журнал учета посещаемости — это может быть обычный классный журнал, в котором вы ведете записи о проведенных занятиях и фиксируете присутствие или отсутствие детей на занятии.
- Журнал учета детей с речевыми нарушениями.
- Речевая карта с результатами обследования устной и письменной речи детей. Она заполняется в ходе фронтальной диагностики дважды в год.
- Индивидуальные карточки, которые заполняют родители перед началом работы с детьми. Родители записывают сведения о развитии ребенка и подписывают согласие на посещение ребенком логопункта. Обратную сторону заполняет логопед.
- Годовой план методической работы. Составляется в сентябре. В нем планируется не только работа с детьми, но и беседы с учителями, воспитателями и родителями, повышение квалификации логопеда, планы по оснащению кабинета.
- Программа коррекционно-логопедической работы с перспективными и ежедневными планами для каждой группы учащихся.
- Отчеты о проделанной работе.
- Паспорт логопедического кабинета с указанием оборудования, методических пособий и литературы, которые есть в кабинете
Учитесь у нас независимо от того, где вы живете — весь процесс ведется дистанционно* через интернет. Не нужно брать отпуск и ехать в другой город — получайте необходимые знания в удобное время. После успешного прохождения курсов вы получите удостоверение о повышении квалификации, которое примут в любом учреждении. Успешной вам работы!
Программы по теме статьи:
* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.